Восстановление исторических садов в России

вдохновляемся самыми известными и необычными проектами современных меценатов
Из-за колоссальных размеров и количества растений исторические сады при усадьбах – самые хрупкие. Их легче потерять, чем восстановить. Природа воссоздаёт уникальные ансамбли по-своему. Это по-прежнему красиво, но от рукотворной красоты ухоженного мира, от редких растений остаётся лишь память, затерянная среди полевого великолепия. Помимо того, что парки при усадьбах сами по себе являются произведениями человеческого гения,  именно они возвращают нам связь с местом, показывают ритм прошлого и учат иначе смотреть на природу. В новых проектах меценаты не просто приводят парки в порядок – они превращают их в сцены, символы и даже личные манифесты. Но сделать это действительно сложно: нужно вдохновиться настолько сильно, чтобы этой силы хватило на иногда и на десятки гектаров.

Сегодня вместе с Вадимом Разумовым мы пройдёмся по таким садам и посмотрим на них через чувства и истории их владельцев, ведь это всегда не только о растениях, а также наш эксперт расскажет о сложностях в восстановлении парков. В конце статьи – подборка блогов и интересных статей.
Кандидат экономических наук, автор проекта «Усадебный экспресс» и блога «Летопись русской усадьбы».
Его материалы – это история страны, рассказанная через усадьбы Москвы, Подмосковья, Центральной России, Крыма и Кавказа, через судьбы прежних и новых владельцев.
За годы работы у Вадима появилось несколько проектов. Все они помогают людям – инвесторам, волонтёрам и, самое главное, усадьбам. Цель проектов – возродить исторические связи между людьми и усадьбами, привлечь внимание к архитектуре и искусству, развить туризм, волонтёрство и популяризировать культурное наследие.
Анна Янчевская
Культурный предприниматель (Чихо, Охотка, партнер Novikov School), преподаватель, куратор образовательных программ. Она является нашим другом и женщиной, которая глубоко погружается в смыслы и обладает прекрасным вкусом.
Вадим
разумов

вадим разумов

В России всё чаще восстанавливают исторические парки и усадебные сады. Мы собрали самые яркие и нетипичные примеры – от сада как памятника до чабрецовых холмов в Богородицке (расскажем о нём во второй части - прим. ред.). Эти проекты вдохновляют не только красотой, но и смелостью: в них прошлое встречается с современным дизайном, а частные инициативы создают новые культурные маршруты.

Исторические парки и сады всегда были особой, самой уязвимой категорией наследия. Когда с лица усадьбы стирается архитектурная часть, парк остаётся один. И это, в большинстве случаев, становится для него началом конца. Не каждый инвестор и меценат может разглядеть потенциал в заросшем, пострадавшем в круговороте времени и почти обезличенном зелёном массиве. Гораздо чаще шанс на вторую жизнь получают усадьбы, в которых сохранилась хотя бы часть дореволюционных построек. Но, к счастью, в России есть множество интересных примеров того, как территории исторических садов возрождались благодаря стараниям меценатов. Среди них есть как классические, так и нетипичные проекты, несущие «садовую» миссию. Давайте вместе вдохновимся этими проектами!
Вадим Разумов

«Сначала был Сад». Усадьба «Золотой Лев»

Сначала – парк, потом остальное.

Обычно усадьбы восстанавливают, начиная с архитектуры. В проекте Сергея Пупынина всё было наоборот: жизнь в «Золотой Лев» вернулась сначала в парк. Старые аллеи, скрытая планировка, пересечённый рельеф – основа для новой концепции.

[узнать больше]
«Мы лечили деревья, а уже потом строили дома.
Хотели, чтобы парк был сердцем всего проекта».
Усадьба Сергея Пупынина «Золотой Лев» – один из немногих в нашей стране «усадебных» проектов, начавшихся не с архитектурной, а с парковой части. Восстановление красивого, но сильно заросшего и изуродованного вандалами парка стало делом жизни для нескольких поколений семьи Пупыниных. Первым живописное место близ деревни Сапроново в Подмосковье увидел отец нынешнего хозяина – Лев Пупынин. Уже тогда, имея интерес к истории и большую насмотренность в области садово‑паркового искусства, он понял, что место особенное. Прекрасно сохранившаяся планировка, аллеи из старых деревьев, очертания парковых затей и пересечённый рельеф скрывали в себе большой потенциал для преображения.
Дело отца продолжили Сергей Львович Пупынин и его семья. Меценаты привели парк в порядок, вылечили деревья, дополнили пейзаж цветниками и стилизованными элементами современного ландшафтного дизайна. И лишь после восстановления парка владельцы «Золотого Льва» приступили к созданию построек. Современные здания банкетного зала, гостевых домов и прочих служб выполнены из дерева и стилистически продолжают  код традиционных русских усадеб. Сейчас в усадьбе проводят экскурсии, мероприятия, дегустации и другие формы культурно‑познавательного досуга для туристов.

«Сад как воплощение Мечты, Цветы как манифест»

Усадьба Марьино

Галина Степанова превращает бывшую усадьбу Строгановых в неофициальный ботанический сад. Редкие розы и лилии – не просто декор, а часть её творческой биографии.

[узнать больше об усадьбе]

Роза царица усадебного парка

«Царица сада» особенно радует своей красотой в русских усадьбах в июле – это время начала массового цветения роз. Её оттенки, формы и ароматы вдохновляют и создают особую «копилку воспоминаний», которую хочется открывать морозной зимой.

Розарии – как скромные, так и пышные, можно встретить практически во всех усадьбах России. Но есть на нашей карте особые места, скорее напоминающие Эдемские кущи. И Марьино под Петербургом в моём личном топе – на первом месте. Представьте себе: вы спускаетесь от старинного дома к пруду по склону, изрезанному дорожками. А вокруг них – настоящий рай! Розы всех форм и оттенков в компании благоухающих лилий и лаванды. Невозможно красиво! Почувствовав этот аромат однажды, вы не сможете жить без него вновь. И когда-нибудь, при первом взгляде на розу, вы будете вспоминать летнее Марьино. Другие ассоциации сотрутся полностью. Примечательно и то, что красоту Марьинского розария поддерживает владелица усадьбы – Галина Георгиевна Степанова. Её заботливые руки руководят уходом за цветами и созданием роскошной коллекции. Эта вовлеченность хозяйки не только восхищает, но и усиливает эффект от созерцаемой красоты!
– Вадим Разумов
Владелица усадьбы Марьино Галина Георгиевна Степанова часто подчёркивает, что главными источниками её вдохновения являются цветы. Она освоила уход за ними ещё в детстве, а впоследствии именно красота природы и садов вдохновляла её на творчество. Будучи фотографом и художником, она реализовала множество проектов, посвящённых садам, и открыла собственную художественную галерею в Санкт‑Петербурге.
усадьба Марьино, парковый комплекс, ботанический сад, усадьба, русская усадьба, Галина Степанова
усадьба Марьино, парковый комплекс, ботанический сад, усадьба, русская усадьба, Галина Степанова
усадьба Марьино, парковый комплекс, ботанический сад, усадьба, русская усадьба, Галина Степанова
Однако главным проектом Галины Георгиевны, где соединились все её основные интересы, стало восстановление бывшей усадьбы Строгановых в Ленинградской области. Дворец в классическом стиле требовал огромных ресурсов на реставрацию, но не менее сложной задачей было возрождение парка с цветниками. Розы, лилии и гортензии для своего сада Галина Георгиевна заказывала лично, тщательно подбирая самые редкие и красивые сорта. Сегодня Марьино смело можно назвать неофициальным ботаническим садом – по разнообразию цветов усадьба может сравниться с ведущими коллекциями известных парков. В Марьино регулярно проводят праздники, посвящённые пышному цветению сирени, роз и лилий. А Галина Георгиевна по‑прежнему, несмотря на занятость, лично контролирует создание сценариев «цветочных» праздников и все основные садовые работы.
усадьба Марьино, парковый комплекс, ботанический сад, усадьба, русская усадьба, Галина Степанова
усадьба Марьино, парковый комплекс, ботанический сад, усадьба, русская усадьба, Галина Степанова
усадьба Марьино, парковый комплекс, ботанический сад, усадьба, русская усадьба, Галина Степанова

«Сад передвижник»

Проект «Цветы в усадьбе» Екатерины Григорьевой

Каждый год новая усадьба превращается в сад: флористические композиции, лекции и дегустации собирают людей и возвращают внимание к заброшенным памятникам.

[узнать больше о проекте]
Мировая история знакома с понятиями «висячие сады» и «передвижничество». Но команде российского дизайнера и реставратора Екатерины Григорьевой удалось причудливым образом совместить эти идеи. Так родился проект «Цветы в усадьбе», цель которого – привлечение внимания к состоянию исторического наследия. Каждая команда превращает здание одной из заброшенных достопримечательностей России в цветущий сад.
Флористические декорации уже украшали главный дом усадьбы Знаменское‑Раёк и знаменитую церковь в усадьбе Заречный Репец. В 2025 году фестиваль пройдёт на территории дворца Ольденбургских в Рамони, некоторым постройкам которого ещё только предстоит реставрация. Программа проекта включает не только показ цветочных композиций, но и лекции, экскурсии, дегустации и другие культурно‑познавательные активности для туристов.
Проект «Цветы в усадьбе» Екатерины Григорьевой
Проект «Цветы в усадьбе» Екатерины Григорьевой
Проект «Цветы в усадьбе» Екатерины Григорьевой
Проект «Цветы в усадьбе» Екатерины Григорьевой

«Сад как символ памяти и мастерства»

Ореховно
Современный регулярный сад Александра Гривко

Гривко создал первый частный регулярный сад в России, открытый для публики. Это одновременно памятник его матери и энциклопедия садовых приёмов XVIII–XIX веков.

[узнать больше о проекте]
«Мы показываем, как природа и человеческое мастерство рождают новые пейзажи».
Усадьба Ореховно не является историческим имением: этот парк создан в наши дни. Но именно он стал современной энциклопедией стилистических приёмов, характерных для регулярных (французских) садов XVIII–XIX веков. Идея создания Ореховно принадлежит всемирно известному ландшафтному дизайнеру Александру Гривко. Прекрасный сад увековечил память о его матери, которая родилась в Ореховно, очень любила это место и провела здесь значительный отрезок своей жизни.
Усадьба Ореховно, Ореховно, красивые места в России, красивый сад, ландшафтный дизайн
Усадьба Ореховно, Ореховно, красивые места в России, красивый сад, ландшафтный дизайн
Усадьба Ореховно, Ореховно, красивые места в России, красивый сад, ландшафтный дизайн
Усадьба Ореховно, Ореховно, красивые места в России, красивый сад, ландшафтный дизайн
Усадьба Ореховно, Ореховно, красивые места в России, красивый сад, ландшафтный дизайн
Усадьба Ореховно, Ореховно, красивые места в России, красивый сад, ландшафтный дизайн
Александр Гривко превратил Ореховно в первый в России частный сад, доступный для посещения. При планировке сада его команда продемонстрировала богатый опыт по созданию рукотворных пейзажей. Основная идея проекта – создание особого типа архитектурных форм из растений. Главные акценты в Ореховно выстроены именно вокруг представителей флоры и богатства их фактур. Концепция сада показывает, что тандем природы с отточенным годами практики профессионализмом человека рождает поистине потрясающие виды.

от редакции

Истории этих парков – про личную инициативу, культурную память и красоту, возвращённую миру руками отдельных людей. За каждым проектом стоит не только эмоциональный импульс, но и огромный труд: исследования, ботаника, кропотливая реставрация. Тем не менее у садов есть и другая линия истории – сады, которые рождались на стыке науки и поэзии, ботаники и личной любви к земле.

В следующей статье мы покажем, как восстанавливают уникальные сады, созданные учёными и агрономами, и чем они отличаются от «усадебных» парков.
  • Книга «Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура»
    Книга посвящена одной из ключевых тем символизма и модерна – изменчивому образу сада, который может превращаться в таинственную стихию либо сокращаться до цветущей ветки. Работа Б. М. Соколова «Небесное садоводство. Образ сада в искусстве русского символизма» рассказывает о темах заброшенного, запретного, райского сада в поэзии и прозе, изобразительном и интерьерном искусстве, в архитектуре. Особое внимание уделено крымской усадьбе Новый Кучук-Кой, утопической идее города-сада (благоустройство городов, Генеральный план развития Москвы 1935 г.). В книгу включены исследования Э.Н. Белонович о роли фотографии в живописи Борисова-Мусатова, А.А. Васильченко о садах в художественной фотографии, С.С. Веселовой о комнатных и выставочных садах Серебряного века, О.А. Олах о русских проектах городов-садов, С.А. Рябовой об увеселительных садах. Издание богато иллюстрировано, многие материалы публикуются впервые.
  • Усадьба Марьино
    В память первой владелицы, собирательницы земель Тосненского имения, вдовы «именитого человека» Марии Яковлевны Строгановой, урождённой Новосильцевой, прабабки её мужа графиня назвала усадьбу Марьино.
  • Усадебный экспресс
    Туристический проект Вадима Разумова, автора блога «Летопись русской усадьбы», который знакомит путешественников с многообразием старинной (усадебной) культуры. В рамках деятельности проекта – групповые и индивидуальные поездки по большим и малым городам России, старинным усадьбам, храмовым комплексам, живописным местам и другим достопримечательностям.
  • Усадьба Ореховно
    Несмотря на статус частного владения, усадебный парк открыт для публики. Каждый год, начиная с конца весны и до поздней осени, его могут посетить все желающие. Усадьба Ореховно находится в одноименной деревне Ореховно под Псковом, в 500 километрах от Москвы.
  • Летопись Русской Усадьбы
    Блог об архитектуре русской усадьбы
  • Усадьба «Золотой Лев»
    Основанное в XVI веке, поместье меняло названия и владельцев, но всегда сохраняло магию притяжения. Это не просто красивый архитектурный комплекс, а старинный липовый парк и барский яблоневый сад, кружевные беседки и фонтаны, тенистые аллеи и парадные газоны, гостевые дома, парковый павильон, часовня, оранжерея, пасека, конюшня с орловскими рысаками.
  • Цветы в Усадьбе
    Иммерсивное путешествие через красоту в историю.
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
ВОЗМОЖНО, ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ: