туризм: там, где заканчиваются красивые виды и начинается работа

Мы часто пишем о новых туристских территориях и проектах – от исторических усадеб до природных зон, где планируется развитие туристской инфраструктуры. Такие проекты неизменно вызывают живой интерес и споры: жители сомневаются в реализуемости идей, представленных на бумаге, обсуждают форматы отдыха, сохранность и судьбу аутентичного ландшафта. Туризм действительно может стать инструментом возрождения уникальных территорий, но без стратегического подхода восстановленные усадьбы и храмы так и останутся «музейными декорациями», не включёнными ни в туристские маршруты, ни в экономику региона.

Наша аудитория ищет разнообразный опыт: культурный, образовательный, эстетический. Чтобы раскрыть содержание этих процессов, мы запускаем серию статей-диалогов с профессионалами, способными увидеть целостную картину и предложить решения, в том числе, для экономически успешной реализации проектов.

Первый текст цикла мы пишем совместно с Мариной Смирновой, партнёром, руководителем департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership (CMWP). Компания много лет занимается развитием туристских территорий и гостиничной недвижимости в России и странах СНГ, объединяя консалтинг, стратегию и практику реализации крупных проектов. В рамках статьи мы будем говорить о действительно масштабных проектах: о развитии регионов, например, всего Дальнего Востока или Кавказа.
  • Марина Смирнова
    партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP
Кейсы эксперта
Этот материал – почти как лекция в университете. Здесь будет много терминов, впечатляющие теоретическая и практическая части о том, как это должно работать, к чему важно и нужно стремиться при создании курортов, которые станут Меккой для туристов и инвесторов. Представьте себя студентом, вернитесь в беззаботные времена: шум аудитории, свежие тетради и предвкушение знаний. Достаём двойные листочки!

Оглавление:

Современное понимание туристского кластера

Туристский кластер – не просто совокупность отелей и развлечений. Это система, где культурные, природные и инфраструктурные ресурсы консолидированы в единый туристский продукт и связаны сетью турмаршрутов. 

Для начала разберёмся в понятиях. Эксперт предлагает осмыслить определение туристского кластера, опираясь на исследования американского экономиста Майкла Портера, признанного во всём мире специалиста в области менеджмента и изучения конкуренции, автора книг и статей. Именно он ввёл понятие экономического кластера и считается отцом-основателем «конкурентной науки».
Туристский кластер – это структура взаимосвязанных элементов.
В неё обычно входят:
  • Объекты, привлекающие спрос в данную локацию 
    • объекты показа и туристские аттракты – магниты, притягивающие спрос.
  • Организации и фирмы, участвующие:
    • в формировании продукта;
    • в продвижении и продажах продукта.
  • Логистика и связи между элементами:
    • единая территория;
    • сеть маршрутов;
    • дороги, транспортные узлы, инженерная инфраструктура;
    • точки входа на территорию – аэропорты, вокзалы.
  • Поддерживающая инфраструктура, удерживающая и обслуживающая спрос:
    • гостиницы;
    • предприятия питания;
    • объекты спорта, развлечений и оздоровления.
Один загородный отель с гольф-полем не образует кластер. Кластер возникает, когда вокруг ключевого объекта показа формируется сеть сервисов и аттракций – маршруты, экотропы, культурные мероприятия, гостиницы, объекты спорта, развлечений и питания, а туроператоры или сами туристы объединяют их в «путешествие». 

Под объектом показа понимается природная или антропогенная доминанта, придающая путешествию смысл, ставящая цель. Это может быть заповедник, горнолыжный курорт, усадьба. Именно этот объект формирует первоначальный поток туристов и их запрос на размещение, но для устойчивого спроса недостаточно связки «объект + отель»: туристский запрос должен быть значительно шире, чтобы удержать спрос на несколько ночей. Ведь помимо интересов приезжающих гостей есть также владельцы бизнеса, которым важна экономическая рентабельность. 
Следуя этой логике, становится понятно, что нужна взаимосвязь во всём. Когда к объекту показа добавляются дополняющие функции – маршрутная сеть, комфортный аутентичный отель, спа-центр, ресторан с локальной кухней – формируется полноценный туристский продукт. Гостиница без объекта показа не привлечёт гостей, бассейн и спа не будут работать без средства размещения и турпотока, привлекаемого интересной средой, а ресторан в отрыве от остальной инфраструктуры станет в лучшем случае сезонной точкой питания. Конечно, эти объекты могут работать локально, но только в городской локации с устойчивым клиентским трафиком. В горах Кавказа, до которых необходимо добираться за тысячи километров, ресторан или гостиница не смогут существовать автономно, им также нужен клиентский поток, и сформировать его должно не привычное городское окружение, а то, что включается в туристский кластер. Только совместное развитие разных по функционалу объектов в рамках единой территории даёт устойчивый результат. И именно так территория становится привлекательной для туристского спроса. 

Конвертация привлекательности территории для туристов в коммерческую эффективность – результат комплексного и планового подхода к развитию.
Комплексный подход позволяет коммерциализировать все элементы концепции развития территории. Например, спортплощадки и спортцентры сами по себе приносят небольшую прибыль. Доход формируется в основном за счёт аренды, а спрос подвержен изменениям в течение дня, недели и года. Поэтому в отрыве от других функций они редко становятся самостоятельным бизнесом. Но в составе загородного объекта отдыха спортивная инфраструктура становится важной частью общей модели. То же касается, например, бассейна: он привлекает гостей и повышает загрузку отеля, а гостиница, в свою очередь, поддерживает содержание бассейна за счёт своего персонала и коммунальных ресурсов. Так формируется синергия, повышающая эффективность каждого элемента.

Комплексный подход предполагает наличие мастер-плана. Без него развитие территорий идёт стихийно и неструктурно, представляя собой набор разрозненных объектов, которые не образуют цельную систему. Примеры – Лазаревское, Витязево, Телецкое озеро, Шерегеш, Домбай, Азау. Там хаотичная застройка не только разрушает природные ресурсы, на которых основан туризм (горы, море, пляж), но и мешает эффективно использовать их потенциал, а также сдерживает дальнейшее развитие, часто физически «отрезая» части территории от трафика.

Стихийное развитие обычно приводит к преобладанию мелких средств размещения с минимальным набором услуг: номера и кафе или ресторан, но без развлечений, бассейнов, конференц-залов, спа. Такие гостиницы работают сезонно, усиливая проблемы скученности, нерелевантных цен и кадрового дефицита.

Марина Смирнова
партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP
Хаотично
Лазаревское (Сочи), Анапа (район Витязево), Азау
Продумано
Белокуриха (Алтай), «Кондуки» (Романцевские горы), Байкальская слобода (Иркутская область)
Помимо продуманного продукта, функционального зонирования и маркетинговой стратегии для успешного развития проекта необходимы качественное строительство, интересные архитектурные решения, продуманное благоустройство территории. Все решения должны базироваться на бережном отношении к природным и культурным ресурсам, ландшафту, а также принимать во внимание перспективы развития территории, чтобы в итоге конвертироваться в прибыль для инвестора и в новые впечатления для туриста.

Приведённые экспертом примеры показывают многогранную проблему, которая усугубляется со временем: застройка, сформировавшаяся десятки лет назад, становится базой, на которую хаотично наслаиваются новые элементы. В результате возникает скученность, развитие тормозится, что усугубляет проблемы сезонности спроса, кадрового дефицита (неясные перспективы, низкие зарплаты из-за отсутствия выручки, отсутствие защиты сотрудников. – Прим. ред.) и, как следствие, снижение качества туристского опыта. 
горы в России, туристический кластер, путешествия по России, места в России

Шерегеш, фото: https://sheregesh.ru/entertainments

Сервис формирует общее впечатление от пребывания на туристской территории. А впечатления – главная цель туризма. Мы едем за новым опытом, даже если формулируем это иначе. Например, «посмотреть пирамиды» на самом деле означает «получить впечатление от увиденного вживую, а не на картинке».

Культурные и природные ресурсы территории – это аттракты, определяющие выбор направления. Но спрос важно не только привлечь, но и удержать, а затем сделать возвратным. Поэтому аттракты встраиваются в туристскую инфраструктуру, что обеспечивает устойчивое развитие территории: ресурсы не исчерпываются сразу, а поддерживаются за счёт участников туристского рынка, в том числе через налоги или иные денежные поступления. 
Именно мастер-план позволяет выстроить развитие территории последовательно и устойчиво, обеспечивая долгосрочный эффект, о котором говорит эксперт выше. Сегодня у регионов есть возможность по-новому подойти к формированию туристских стратегий и повысить свою конкурентоспособность.

Проект горнолыжного центра «Рай-Из» в национальном парке «Ингилор»

Кто «мастер» мастер-плана и почему этот документ необходим для создания туристского кластера?

Мастер-план – это стратегический документ, задающий основу долгосрочного развития территории. Его задача – выстроить целостную и устойчивую модель, в которой собраны и просчитаны туристский поток, туристский рынок, экономика региона, экология, инженерная и транспортная инфраструктура и пространственное развитие. Разработка мастер-плана – сложный, дорогой и продолжительный процесс, который может длиться месяцами. Над ним работает консорциум специалистов – консультанты в области туризма, экономисты, маркетологи, социологи, урбанисты, архитекторы и прочие эксперты. 

Эксперты в области туризма  и аналитики рассчитывают и прогнозируют ключевые показатели, которые будут определять доходность мероприятий мастер-плана: объём и структуру туристского потока, средние чеки и расходы туристов, доходы от развития туризма. Они оценивают существующий номерной фонд, определяют, сколько номеров в средствах размещения нужно построить дополнительно, чтобы абсорбировать прогнозируемый турпоток, решают, стоит ли модернизировать текущую инфраструктуру или строить новую. Анализируются форматы размещения – от крупных отелей до небольших арт-объектов, а также потребность в гастрономии, магазинах, сервисах, транспортной и инженерной инфраструктуре и других элементах туристской среды.

Специалисты по экологии определяют допустимую нагрузку на природную территорию, чтобы исключить ущерб для экосистемы от реализации мероприятий мастер-плана.
Интересно о мастер-планах со статистикой и определениями здесь.
Затем команда совместно прорабатывает маршрут движения туристов, выделяет ключевые точки притяжения, определяет расположение гостиниц, ресторанов, сервисов, природных объектов и смотровых площадок. На этом этапе формируется пространственная логика: где и что должно быть расположено, чтобы территория работала как единый организм.

Архитекторы подключаются либо как часть консорциума, либо на следующем этапе. На основе разработанного мастер-плана они детализируют конкретные объекты или проекты. Например, если в плане указано место под фонтан, архитекторы проектируют то, каким он будет. Аналогично с перспективными проектами, которые выделяются на территории: архитекторы прорабатывают посадку зданий на участке, делают визуализации. А консультанты рассчитывают экономические эффекты от реализации таких проектов.
Роль CMWP: лидер консорциума
КУРОРТ «НОВАЯ АНАПА»
Мастер-план территории / Год: 2024 / Площадь: 1700 га
Иногда заказчики ошибочно начинают с другого конца. Например, город хочет привлечь туристов и просит архитекторов просто «нарисовать пешеходную улицу» или «обновить фасады». Но без мастер-плана сложно оценить системный эффект от таких точечных решений. Именно мастер-план задаёт основу, на которую потом наслаиваются архитектура и благоустройство, а также определяется экономический эффект от запланированных мероприятий, и только так можно добиться устойчивого развития территории.

Мастер-план опирается на разнообразные исследования, что делает его реалистичным и выполнимым. Заказчики – администрации городов, регионов, федеральные министерства – заинтересованы не только в разработке, но и в реализации документа и его экономических целей, что повышает значимость корректной оценки данных и предполагает ответственность за их интерпретацию.

В исследования могут включаться истории успеха и неудачных решений на базе аналогов из других регионов, однако результаты анализа внедряются с учётом реальных ресурсов территории. Задача – не максимальное количество активаций, а выверенное развитие.

Природные и культурные ресурсы как ядро продукта

Спрос в туризме по-прежнему строится, в основном, вокруг отдыха в природной среде: среди основных запросов – поездки на море, в горы, национальные парки. Далее следует культурно-познавательный опыт – музеи и памятники, города с их культурной и событийной программой, гастротуризмом. Оператор, формирующий турпродукт, должен учитывать, что большинство туристов ориентированы на комфорт и релаксацию, а активные виды отдыха (рафтинг, альпинизм, походы) остаются нишевыми.

Говоря об ограничениях, эксперт также отмечает и статус территорий: заповедники, заказники, национальные парки работают для туристов, но из-за угроз роста антропогенной нагрузки на важные природные доминанты поток количественно ограничен. Это предполагает рост ценника для тех, кто попадает на территорию. И помимо экологических причин роста цены существует банальная труднодоступность. Например, доставка продуктов материалов и вывоз отходов из Курильского заповедника, Долины гейзеров на Камчатке или с плато Путорана в Красноярском крае возможны преимущественно воздушным путём. Из всех этих факторов и складывается стоимость туризма в этих зонах.

Чтобы удерживать туристов и обеспечивать устойчивость развития, природные и культурные ресурсы объединяются тематическими маршрутами, дополняются культурными проектами и рекреационной инфраструктурой. Так создаётся сбалансированная модель, где экономика, история, культура и экология работают в связке.

Разработка кластера: объединяем маркетинг, продукты и территорию

Разработка мастер-плана начинается с анализа текущей ситуации. Для формирования эффективного туристского продукта важно чётко определить ключевые параметры. Именно эти данные задают основу для планирования инфраструктуры и развития туристского кластера.
  • Что станет главным объектом притяжения?
  • Какие цели преследуют туристы: спокойный отдых, активный туризм поиск новых впечатлений или знаний, деловые мероприятия?
  • Из каких регионов приедут туристы и в какое время?
  • Объём турпотока, продолжительность пребывания и спектр услуг, за которые посетители готовы платить?

© iStock

В рамках подготовки мастер-плана выявляются проблемные зоны и узкие места, предлагаются варианты решения проблем. Строительство отеля, с которого часто начинается формирование турпродукта, является одним из элементов программы развития, но не основной целью: туристы приезжают в горы или на море не ради гостиницы, хотя её наличие объективно необходимо. 

Например, в Республике Алтай несколько лет назад наблюдалась следующая ситуация: отмечалась высокая концентрация турпотока в короткий период – в среднем два месяца в году (июль и август) – в узкой географической зоне вдоль Катуни и Чуйского тракта. Летом жители Сибирского федерального округа приезжали туда на автомобилях, останавливались на турбазах или в палатках у реки, сплавлялись по Катуни, проводили так несколько дней и тратили скромные суммы. Поток оценивали «оптимистично»: считали количество машин в пиковый момент, умножали на четыре и получали цифру примерно в 2 миллиона человек, основная доля которых приезжала в сезон. В остальное время года и в других районах, зачастую более интересных с точки зрения наличия туристских аттрактов, но менее доступных, туристская деятельность практически не велась.

Марина Смирнова
партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP
Для решения проблемы сезонности и повышения отдачи от развития туризма были проведены следующие работы:
уточнён объём турпотока: рассчитано количество ночующих посетителей с учётом официальных данных, данных о ночёвках в средствах размещения «серого рынка» и индивидуальных средств размещения (это посуточная аренда квартир), кемпингов и т. д., что позволило выяснить фактическое число, которое оказалось в 2−3 раза ниже ранее приводимых цифр по турпоездкам;
оценены потенциальные точки притяжения спроса и предложены сценарии развития для транспортно доступных территорий;
разработаны меры по повышению среднего чека, чтобы увеличить поступления от туризма и компенсировать этим антропогенное влияние на популярные природные локации;
сформированы сценарии развития туризма: определена потребность в номерном фонде, разработаны предложения по развитию транспорта и инженерной инфраструктуры, для привлечения инвесторов выделены инвестиционные лоты и просчитана их экономика;
определены потребности в земельных участках и инвестициях.
На данном примере мы хотели показать, что не всегда нужно гнаться за объемом и количеством туристов. Особенно это касается экологичных локаций с хрупким природным равновесием. И для того чтобы компенсировать потери в количестве за счет качества, нужно применять комплексный и научный подход, учитывать экономические интересы участников рынка, местного населения и реалии, складывающиеся «на земле», включая эти самые земельные участки, без которых невозможно никакое территориальное развитие. Если власти хотят влиять на развитие туризма, у них должны быть соответствующие рычаги, и наличие земельного банка – один из таких действенных инструментов.

Методы исследования

Источниками информации  для разработки концепции туристского кластера Марина Смирнова называет статистические данные, в том числе данные Росстата, информацию, полученную из обработки Больших данных (Big Data), а также полевые исследования – сбор данных через опросы и анкетирование. 

Что может быть проще, чем спросить самих туристов об их нуждах? Кажется, это позволит выяснить все потребности и предпочтения, но, как и всегда, есть некоторые нюансы.
Я бы не стала полностью доверять опросам. Маркетологи часто предполагают, что респонденты точно знают свои потребности во время отдыха, но это не всегда так. Люди не могут сформулировать отношение к тому, в чем не имели опыта, и в таких случаях моделируют ситуацию. Это даёт срез мнений, а не реальных знаний и потребностей, и разница может быть значительной.
Так, опросы на Шерегеше показали, что туристов устраивает размещение «на квартирах», и они не хотят жить в гостиницах. На практике же существовал латентный спрос на размещение в гостиницах, просто людей не устраивало соотношение цены и качества, да и опыта соответствующего у респондентов не было.

Были и случаи некорректной формулировки вопросов. Например, в одном из опросов мы получили информацию о том, что 2% туристов, путешествовавших по Кавказу, делали это в составе круизных туров, хотя это физически невозможно. Скорее всего, вопрос был неправильно понят, что и отразилось на полученных ответах.

Марина Смирнова
партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP

Долина реки Степной Зай, г Альметьевск, мастер-план территории / Площадь: 1700га / Роль CMWP: участник консорциума

Вдумчивой интерпретации требуют и международные данные. Эксперт приводит пример анализа поведения аудитории уровня люкс:

Международное исследование оценивало поведение аудитории уровня люкс на отдыхе. Результаты показали, что респонденты этой страты ищут в поездках единомышленников, хотят заводить новые знакомства с людьми и стремятся поделиться опытом, обменяться знаниями.
В контексте российского менталитета ситуация иная: представители этой группы, как правило, не стремятся к новым знакомствам во время поездок за пределами своей страты. Они более уверены в собственной значимости и не нуждаются в подтверждении этого «на стороне».
– Марина Смирнова, партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP
Кроме того, архитектурные бюро, агентства и сами инвесторы часто ориентируются на современную повестку, а не на то, какой она будет на момент выхода объекта на рынок. С учётом долгого цикла девелопмента проект выходит на рынок через три-пять лет после начала проектирования, и к этому моменту условия на рынке могут уже существенно измениться. 

Так что же является неизменной частью уравнения рентабельного туристского кластера? Что усиливает позиции кластера – а значит, и региона – со временем? 

Идентичность как стратегический ресурс

Одна из устойчивых моделей развития – опора на идентичность территории. Она формируется через историю самого туристского магнита или природной доминанты, ближайших населённых пунктов и локального сообщества.

Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ» (буддийский монастырь)

Культурная идентичность территории облегчает создание туристских кластеров, ориентированных на этнофакторы, включая этнотуризм. Это особенно актуально для регионов с выраженным национальным колоритом и для аудитории, ценящей национальную идентичность. 

В качестве примера можно назвать Бурятию и проект туристского центра «Кочевник», а также маршруты с посещением Иволгинского дацана или объектов старообрядческой культуры. В исторических городах аналогичную роль играют объекты традиционной архитектуры. Так сформировался концепт путешествия «избинг», успешно развивающийся в Плёсе и Суздале.

Марина Смирнова
партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP
В пользу эффективности работы с идентичностью места говорит и ещё один тезис: стратегия развития не может основываться исключительно на внешнем туристском потоке, она должна учитывать спрос со стороны местного населения. 
Улучшения внешней среды реализуются в интересах местных жителей, которые также являются потребителями и участниками капитализации регионального ресурса. Объём локального спроса существенно варьируется от региона к региону. Например, на Камчатке внутренний туризм играет важную роль в загрузке местной базы размещения, особенно в окрестностях Петропавловска-Камчатского: Паратунка, Мутновский, Вилючинский, Малая долина гейзеров и другие зоны.
– Марина Смирнова, партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP

Плато Путорана | ТИЦ Красноярского Края / Долина гейзеров на Камчатке | Krasnoshchekov A . Sergey-www.wildlifephoto.ru / Курильский заповедник | ПроЗаповедник

Роль драйверов развития

– Драйверы – инструменты стимулирования потока. Это могут быть субсидии на перелёты, маркетинговые кампании и даже событийные календари. Но работают ли они на «пустом месте»?
– К драйверам относят инструменты и виртуальные продукты, стимулирующие спрос на определённом направлении. Это могут быть финансовые инструменты, например, субсидии на перелёты. Или маркетинговые приёмы – календарь событий, информирование туристов о возможностях территории. 

При этом важно понимать, что объекты показа материальны. Развивать туризм можно, продавая «идею», но без опоры на реальные объекты и созданный вокруг них продукт виртуальный ряд быстро исчерпывается. Субсидия на перевозку не создаст устойчивого турпотока, если отсутствует содержательный повод выбрать именно это направление.
Драйверы – виртуальные инструменты, в отличие от объектов показа, которые являются материальной составляющей. Одно без другого не работает в долгосрочной перспективе: взаимодополняя друг друга, они обеспечивают реализацию туристического продукта.
Избинг-отель расположен в нижнем Плёсе
Избинг-отель расположен в нижнем Плёсе

Избинг-отель расположен в нижнем Плёсе

Узлы активности и внутренняя логистика
Эффективный кластер формирует «узлы активности» – места концентрации потоков и инфраструктуры. И это – управляемая система.
Узлы активности – это по сути «торговые коридоры» или артерии внутри туристской территории, по которым движутся основные потоки. Для их формирования важно грамотно выстроить внутреннюю логистику кластера.

Хороший пример – курорт «Роза Хутор» в посёлке Эсто-Садок. Главный узел активности – площадь с ратушей и набережные вдоль Мзымты. Вся концепция курорта завязана на этих артериях: люди гуляют вдоль реки, переходят мосты, поток закольцовывается. Вдоль маршрута развивается уличная торговля, которая обеспечивает рост пешеходного трафика: туристы заходят в магазины и рестораны, проводят время на «живых» улицах.

Любой кластер должен размещать точки притяжения так, чтобы формировался маршрут – причина двигаться из пункта «А» в пункт «Б». Показателен пример парка «Кудыкина гора» (МегаБудка): разработчик перераспределил зоны притяжения вдоль границ территории и связал их в маршрут, сделав объекты доступнее и усилив поток.
– Марина Смирнова, партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP
Парк «Кудыкина гора» в Липецкой области / megabudka

Дорожная инфраструктура как ключевой фактор

Казалось бы, о чём тут говорить? Но по мнению профессионалов туристского рынка, и здесь не всё гладко. Правда, не всегда в этом вина инвесторов: они бы рады иметь хорошую дорогу, но её стоимость начинается от 50 млн рублей за километр, и не всем инвесторам по карману обеспечить себе транспортную доступность. 

Если посетителям сложно добраться до объекта, сформировать здесь массовый поток – непростая задача. Эксперт приводит следующие примеры.
Этнопарк «Этномир» Руслана Байрамова в Калужской области, созданный в 2007–2008 годах в удалённой зоне, без автомобильной и железной дорог, стал хорошо посещаемым только лет через пять-шесть после открытия.

Более успешный пример – «Ярополье» в Тульской области. Инициаторы проекта самостоятельно проложили подъездную дорогу к гостинице, что позволило сформировать поток посетителей. Но «Ярополье» – это гостиница-ферма, её масштаб не соответствует масштабам парка развлечений.

В целом, для крупных проектов, особенно для тематических парков, рассчитанных на миллионные потоки, критически важно планировать транспортную составляющую с самого начала, чтобы обеспечить необходимое количество посещений и интегрировать объекты и сервисы в единое пространство.

Марина Смирнова
партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP

Этномир Руслана Байрамова в Калужской области, фото: Елена Чиркова

Без транспортной и инженерной инфраструктуры невозможен устойчивый турпоток. Проекты могут существовать на бумаге или даже в виде готовых объектов, но без дорожной и коммунальной инфраструктуры они не станут центрами массового туризма.

Кейсы и интересные факты кратко:

Туризм в условиях удаленности: Дальний Восток
К вызовам при планировании развития туристических кластеров на Дальнем Востоке можно отнести транспортную и инженерную инфраструктуру, логистику, а также особенности туризма и маркетинга с учётом удалённости. 

Приморский край  наиболее развитый туристический регион Дальнего Востока: у него есть продолжительная сухопутная граница с Китаем и другими регионами РФ, тогда как, например, у Камчатки её практически нет из-за гор, а Сахалин представляет собой остров. Приморский край традиционно ориентирован на турпоток из Китая и может предлагать различные продукты: игорный кластер, пляжный туризм, природные территории. Здесь возможно развитие массового туризма, что кажется затруднительным в других регионах Дальнего Востока.

Например, на остальных территориях возникают проблемы с доступностью, кадрами и материалами. Если всё завозить и вывозить самолётами, продукт становится слишком дорогим. Погодные условия делают транспортные связи нестабильными и затратными. Количество морского транспорта в России также ограничено: недостаточно судов ни для круизного туризма, ни для прибрежного сообщения. Низкая плотность населения снижает потенциал внутреннего спроса на туристский продукт.

Кроме того, многие территории приграничные земли, принадлежащие Минобороны или находящиеся в границах особо охраняемых зон, что ограничивает коммерческое использование.
  • «Архыз»: пример государственно-частного партнёрства
    Развитие курорта «Архыз» стало возможным благодаря ГЧП –долгосрочному взаимодействию государства и бизнеса.

    «Государство взяло на себя строительство дороги, инженерные коммуникации, канатные дороги. Частные инвесторы строили гостиницы и прочие объекты инфраструктуры в рамках своих обязательств. Этот баланс сделал проект успешным. Ключевым фактором стало присутствие крупного резидента, который задал темп остальным», рассказывает Марина Смирнова.

    Архыз показал эффективность модели, где каждая сторона выполняет свои обязательства, правильно выстроенная и продуманная территория привлекает крупного инвестора, начинающего застройку, что «подтягивает» другой бизнес.
  • «Манжерок» и крупный инвестор
    «Манжерок» – один из ведущих горных курортов Алтая и, пожалуй, всей страны. И это заслуга инвестора, ведь механизм реализации здесь был принципиально другим. 

    Сбербанк, будучи основным инвестором, финансировал проект самостоятельно, без особых экономических преференций. В том числе достраивал систему оснежения, дорогу к курорту и закупал все подъёмники. Администрация региона передала в аренду земельные участки и должна была построить систему оснежения, но не выполнила полностью свои обязательства, так что частный инвестор реализовывал весь проект самостоятельно.

    Благодаря масштабности инвестора проект состоялся, но для небольшого бизнеса такой подход видится нежизнеспособным.
  • Туризм в условиях удалённости: Дальний Восток
    К вызовам при планировании развития туристских кластеров на Дальнем Востоке можно отнести транспортную и инженерную инфраструктуру, логистику, а также особенности перемещения и маркетинга с учётом удалённости. 

    Приморский край наиболее развитый туристический регион Дальнего Востока: у него есть продолжительная сухопутная граница с Китаем и другими регионами РФ, тогда как, например, у Камчатки его практически нет из-за гор, а Сахалин представляет собой остров. Приморский край традиционно ориентирован на турпоток из Китая и может предлагать различные продукты: игорный кластер, пляжный туризм, экологический туризм. Здесь возможно развитие массового туризма, что кажется затруднительным в других регионах Дальнего Востока.

    Например, на остальных территориях возникают проблемы с доступностью, кадрами и материалами. Если всё завозить и вывозить самолётами, продукт становится слишком дорогим. Погодные условия делают транспортные связи нестабильными и затратными. Количество морского транспорта в России также ограничено: недостаточно судов ни для круизного туризма, ни для прибрежного сообщения. Низкая плотность населения снижает потенциал внутреннего спроса на туристский продукт.

    Кроме того, многие территории приграничные, земли, принадлежащие Минобороны, или находящиеся в границах особо охраняемых зон, что ограничивает коммерческое использование.
горы в России, туристический кластер, путешествия по России, места в России, природа России

Michael Kuhn // Flickr

Перспективы и будущее кластеров

В ближайшие десятилетия успех туристских кластеров будет зависеть от сочетания факторов: выбора приоритетных направлений и проектов, показывающих экономическую эффективность, устойчивого развития, внедрения ESG-подходов, использования цифровых технологий, моделирования потоков и системного маркетинга.
Экономика остаётся решающим фактором. При наличии сформированного продукта, отвечающего запросам по качеству и цене, турист будет выбирать отдых в России. В противном случае турпоток уйдёт на зарубежные направления. Для успеха необходим комплексный продукт с продуманным маркетингом, качественным обслуживанием и управлением. Но для этого необходимо последовательное, системное отношение к сфере туризма и работа на долгосрочный результат.
– Марина Смирнова, партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP

важные понятия

Драйверы турпотока
– инструменты, которые стимулируют спрос: субсидии на перелёты, создание календаря событий, маркетинг. Это может быть «виртуальная оболочка», идея.
Объекты показа
– материальная база, вокруг которой строится продукт. Без неё долго удерживать спрос одними драйверами невозможно.
Узлы активности
– точки концентрации потока, «артерии» кластера. Пример – площадь с ратушей и набережные у Мзымты на «Роза Хутор». Там потоки закольцованы и оживлены стрит-ритейлом. Важно правильно выстраивать логику маршрутов: зачем туристы должны идти «из пункта "А" в пункт "Б"».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туристский кластер – это не просто инвестиции и строительство, а сложная управляемая экосистема. Она требует:
- разработки качественного мастер-плана, опирающегося на стратегию развития туризма в регионе;
- точных данных по состоянию и перспективам развития туризма;
- уважения к идентичности и истории региона;
- инфраструктурной базы. 

Только в этой связке возможно устойчивое развитие территорий и получение реального экономического эффекта.
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]