РУССКАЯ КУЛЬТУРА
от эксплуатации до переосмысления
курс лекций
обновленная программа
еще можно присоединиться
Старт 25 МАРТА
*

переходный объект: концепция и понятие

разбираемся в понятиях с кандидатом культурологии Татьяной Яковлевой
Сегодня детей больше не отправляют в лес за инициацией, а навык выживания физического проигрывает по значимости умственному, чувственному самосохранению. Так что в среде молодых родителей, психотерапевтов и медиа возвращен в коммуникацию такой термин, как «переходный предмет» / «переходный объект». Если рука потянулась закрыть статью, потому что вас не касаются всякие детские вопросики, не спешите: «переходный объект» как явление – важная деталь взрослой культурной жизни.

Разбираемся в понятиях с кандидатом культурологии Татьяной Яковлевой.

Старт: понятие переходного объекта

Понятие введено английским психоаналитиком и педиатром Дональдом Винникоттом. Он получил колоссальный опыт работы с детьми во время Второй Мировой, когда помогал эвакуированным детям в Лондоне, а затем в детской больнице в Лондоне.

Наблюдая детей и родителей в самых разных ситуациях, он осознал концепцию: в процессе нормального психического развития ребёнок в течение первого года жизни эмоционально привязан к некоторым предметам, которые он использует. И суть здесь именно в процессе использования. Например, краешек одеяла, кончик тесёмки, лапка или хвостик мягкой игрушки: если они есть, можно держаться за них, а, значит, всё в порядке. Именно эти объекты Винникотт и назовёт переходными. Используя их на постоянной основе, ощущая с ними безопасность и комфорт, ребёнок создаёт в своём сознании иллюзию присутствия значимого взрослого.
Переходные объекты необходимы прежде всего в период младенчества, но в равной степени они могут вновь приобрести особую значимость в критические моменты на любом жизненном этапе. Тогда насколько это понятие можно действительно расширить и применить для анализа?

В более поздней работе «Игра и реальность» Винникотт обосновывает свои суждения с помощью таких культурологических терминов, как культура, культурные переживания, культурный опыт. И именно последний формируется в пространстве между человеком и социальным окружением. Это значит, что один и тот же предмет может дать ощущение комфорта и опоры взрослому, целой группе людей с единым признаком, влюбленной паре, определенному социуму или стране.
«Игра и реальность» Винникотт
«Игра и реальность» Винникотт
Нужно попытаться совместить два основных понятия: «переходный объект», которое было взято из психологии, и «культурный объект». Если мы это сделаем, то увидим, что под «переходным культурным объектом» можно понимать примерно всё.

Некий объект, кусочек, фрагмент, феномен культурной реальности, обладающие для человека личностным значением и помогающие выстраивать связь с окружающим миром, другими людьми, социумом.

Это такой момент установления связи, коннекта. Объект, который помогает человеку почувствовать себя комфортно. Ну и, как говорят, «укорениться» в мире или «природниться» к нему.
Татьяна Яковлева
кандидат культурологии
Нужно попытаться совместить два основных понятия: «переходный объект», которое было взято из психологии, и «культурный объект». Если мы это сделаем, то увидим, что под «переходным культурным объектом» можно понимать примерно всё.

Некий объект, кусочек, фрагмент, феномен культурной реальности, обладающие для человека личностным значением и помогающие выстраивать связь с окружающим миром, другими людьми, социумом.

Это такой момент установления связи, коннекта. Объект, который помогает человеку почувствовать себя комфортно. Ну и, как говорят, «укорениться» в мире или «природниться» к нему.
Татьяна яковлева
кандидат культурологии

Скачок: трансгрессия в культурологию

Переходный объект находится на границе между внутренним миром человека и внешним, реальным и выдуманным. Он связан с развитием личности и поиском себя. А если добавить к нему слово «культурный», что изменится?

Культурный объект – это не просто вещь, а скорее идея или образ, который что-то значит для большой группы людей, материальный артефакт. Но нам важен не столько сам объект, сколько его символическое значение и возможность распространения на большую группу.

Совместно с Татьяной Яковлевой расширяем границы понятия: культурный объект – фрагмент бытия, создаваемый человеком в реальности или сознании.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет о конструировании таких объектов уже не просто на индивидуально-психологическом, личностном уровне, но на уровне социокультурных сообществ. Это связано с тем, что мы имеем дело в первую очередь с совместным культурным опытом, совместной социокультурной реальностью.
Татьяна Яковлева, кандидат культурологии

Как перекликаются история переходного объекта,
детско-материнские отношения и культура?

Одеяльце, игрушка, запах, тепло – все эти предметы комфортные, а слова и понятия «мягкие».
Дональд Винникотт рассуждал об одном из первых переходных моментов, когда ребёнка начинают отлучать от груди: уходит тёплый, мягкий объект, который кормил, обеспечивал защиту, давал комфорт.

В широком смысле и моем понимании культура для нас – тоже некая материнская субстанция, материнская природа. Мы с вами всегда находимся в культуре, она нас питает и растит. И если с ней происходит трансформация, критические изменения, уход ценностей, мы это чувствуем. Человек ищет для себя нечто устойчивое, что напоминало бы ему о традициях, культуре, в которых он вырос, к которым привык.

Экзистенциальная тоска по ощущению целого, чувству сопричастности и переходные культурные объекты символизируют присутствие культуры, как переходный объект для младенца символизирует присутствие матери. Таким образом, в самом широком смысле переходные культурные объекты обеспечивают непрерывность культурного опыта.

— Татьяна Яковлева, кандидат культурологии
Будучи пограничным, объект становится мифом культуры, его иллюзией. Мы никогда не сможем представить этот объект полностью эфемерным, ведь переживание реально, пока в него верят, и разрушается только тогда, когда приходит время. Но такова его природа.

Мифический контекст культурного переходного объекта

Можем ли мы сказать, что понятие такого объекта давно с нами? Или оно неразрывно связано с погружением в изучение эмоций, мировыми трагедиями, которые подсвечивали разрыв? Насколько долго с человеком традиции и способы выражения себя при помощи предметов, возможность наделения этих предметов эмоциональной важностью, столько и существует переходный культурный объект.

Например, дом. Здесь важно вспомнить, сколько различных правил и традиций существовало в самой концепции дома и дополнительных построек, насколько важны были детали, обереги, расстановки. Русский философ Алексей Фёдорович Лосев говорил, что пространство дома полностью мифологизировано, а французский философ Гастон Башляр анализировал каждый уголок дома с точки зрения привязанности человека к этому пространству.
Сам дом, вещи, которые там есть, имеют значение. Винникотт говорил, что переходный объект формируется на границе объективной реальности и нашей внутренней личностной реальности (то, какие смыслы и значения мы вкладываем в предметы). То, к чему мы отнеслись определенным образом, чему приписали особое значение вольно или невольно, сознательно или бессознательно, то и играет в нашей жизни серьёзную роль.

Тему мифологии дома мы со студентами разбираем на примере домашнего пространства. Когда Вы входите в дом, открываете дверь ключом, переступаете порог – это переход между мирами. Из внешнего пространства, которое может быть чуждым, раздражающим, агрессивным, в домашнее, где комфортно, уютно. Вы можете успокоиться, вдыхая знакомые запахи, Вас, может быть, встречают родные люди, домашние животные. Здесь опять же традиция переодеваться в «домашнее»: Вы себя частично меняете, включаете в это самое домашнее пространство. Здесь все имеет значение: и кружка для кофе, и тапочки.
Татьяна Яковлева, кандидат культурологии
Интерьер, вся мебель в каком-то смысле вечны. Мы перевозим многое из жилья в жильё, из города в город. Все эти вещи – не только функция, но и символ, который формируется через смыслы, эмоции, переживания.

Удобное любимое кресло, рабочий стол – всё это выполняет свою функцию, но если Вас попросят рассказать об этом предмете, то в случае наделения его дополнительным смыслом Вы расскажете историю. Вещички, статуэтки, вещи в определённом порядке, который другому человеку может показаться хаосом.

Примеряем понятие к жизни

Переходные культурные явления перекидываются как мостики между разными группами людей, помогают понять друг друга и не потеряться в меняющемся мире.

Если мы можем соотнести это понятие и с индивидуумом, и с группой людей, и с целыми народностями, то масштаб культурного переходного объекта может быть очень разным.

Есть много культурных явлений, которые можно назвать переходными. Они не всегда важны для большинства из-за своей объективной ценности – научной, художественной или какой-то ещё. Но они важны по-своему для конкретных групп, потому что помогают выразить чувства и мысли, быть устойчивыми.

«Тоска по времени, в котором вы не жили» – отлично вписывающийся в этот контекст тренд. В критических ситуациях образ светлого прошлого всегда имеет огромное значение, за него можно цепляться бесчисленное количество раз. Посмотрите, например, на то, сколько людей приходит на концерт с ретро артистами, какие эмоции получают посетители, слушая знакомую музыку.

Традиции также являются переходными культурными объектами. Связывая поколения между собой, передаваясь внутри какой-то общности, создают ту самую социо-культурную опору. Яркий пример здесь – новогодняя ёлка. Мы наделяем игрушки смыслами и грустим, когда одна из них разбивается, мы разделяем месяц на «до» и «после», говоря о новогоднем настроении. Сюда же и концепция ожидания, красивых надежд на будущее, которое пренепременно должно наступить, обновляя все вокруг.
Некоторые культурные переходные объекты и явления трансформируются. Например, фотография. Ранее альбом можно было назвать летописью той или иной семьи, а его просмотр – частью знакомства с семьёй и ее традициями.

Опираясь на эти примеры, мы можем уверенно сказать, что переходные культурные объекты окружают нас всюду. Но, наделяя вещи дополнительной ценностью, мы можем как создавать для себя опору, так и воспитывать зависимость.

Влияние перепотребления на понятие переходного объекта

Время, когда нам доступно всё, развивает так называемую «баннерную слепоту». Внимание рассеивается, отделить нужное от навязываемого становится сложно. Но это лишь отчасти соотносится с культурными объектами, ведь выбор делается не кошельком или через ленты социальных сетей, он отчасти неосознанный.
С одной стороны, да, возможность иметь множество вещей меняет наше отношение к ним. Но я не думаю, что это лишает нас возможности выбрать что-то одно. Я, например, к вещам очень привязана, мне важен тактильный контакт с ними. У меня в кармане обязательно всякая всячина. Если на улице я встречу какого-то неприятного человека или ситуацию, могу найти в кармане фантик, шишку, что-то еще и это станет тактильной опорой, чем-то знакомым.

Вспомните как происходит познание у маленьких детей. Они очень трепетно относятся к некоторым вещам, которые видят особенными. Ребёнок приносит с улицы шишки, палочки, камни. Все эти предметы для него всегда могут во что-то другое превратиться, каждый камень – новый герой.

Так что я советую обращать внимание на свои отношения с вещами. Пытаться анализировать, что для Вас важно. Что распознается Вами как, например, талисман, а что является просто украшением.

— Татьяна Яковлева, кандидат культурологии
Подводя итог, скажем, что хотя переходные культурные объекты будто «хотят» сделать наш опыт более цельным и непрерывным, на самом деле они существуют в качестве отдельных кусочков культурной реальности. Они не складываются в одно большое понятное целое.

Но если мы внимательно посмотрим на эти кусочки, мы сможем понять, куда движется культура или чего она боится, сможем узнать, как она себя видит и лечит. И тогда мы лучше поймём что с ней происходит.
​​
Использование термина «переходный объект» в культурологии помогает нам увидеть разные стороны и уровни переходных процессов. Мы можем понять, как люди переживают эти изменения на личном уровне, что чувствуют, думают. И в то же время мы можем рассмотреть более широкие, объективные аспекты переходных периодов в истории. Это позволяет нам лучше осознать, что такое переходность в культуре в целом.
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"