Баня - часть культурного кода

Перед прочтением статьи рекомендуем зачитать "Заговор на жар", рассказанный одним из наших собеседников Анной Артемьевой:
Записано И. Хяркененом в 1901 г. в д. Вешкелица (Суоярви) от Офимьи Карповны:

"Здравствуй, пар, здравствуй, жар,
Свой здесь пар, свой здесь жар,
Ты медком к душе прильни,
Пивом ты пройдись по сердцу,
Мох пусть паром тем пронзит,
Боли пусть уйдут под камни,
Под столбы уйдёт ломота,
Под бревно уйдут и думы!
Ты, огонь, возьми страданья,
Ты, огонь, возьми мученья,
Камень, боли забери,
Раскалённый, злые муки!"
Баня – символ русской идентичности и многоплановое явление, которое объединяет в себе элементы истории, здоровья, социального взаимодействия и духовности. Всё это делает её важным элементом русского культурного кода. Или это тренды, хайп и прочее?

О банях вы найдете грандиозное количество информации. Растиражированное одно и то же в духе "вы будете удивлены, чем русские занимались в бане", щедро сдобренное seo-словами не в счёт. Баня существует в России по разным данным не то с V, не то с X века, но в любом случае скрывать ей нечего. Горяча и сильна любовь русского человека к запаху мокрой древесины, жаркому пару и листьев берёзы.

В русской культуре баня часто связывается с идеей очищения не только тела, но и духа. Это место, где можно оставить за дверями все тревоги и проблемы, расслабиться и обновиться как физически, так и психологически. Поэтому помимо утилитарной функции, баня является кипучей смесью традиций, ментальных ценностей, мистики и ритуалов. По сей день здесь проводят народные обряды, связанные с различными стадиями жизни человека от рождения до смерти. А еще это место общения, сближения. В общем, кажется, в это небольшое строение уместится вся история.

В этом тексте мы расскажем об истории бани через призму человеческого отношения, взаимодействия и в большей степени уделим внимание роману с баней в наше время, ведь иначе как любовью это не назвать.

баня на Руси

Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Тут к бабке не ходи. Но далеко не в каждом доме были лавки, а уж отдельное строение и подавно.

Раскопками подтверждено существование бань в привычном понимании в Новгороде уже в XI веке, а в Москве самая ранняя относится к XV веку. В Ярославской губернии бани строились только в деревнях вдоль Волги, точно так же как и в Тверской губернии. Не везде встречались бани во Владимирской и Смоленской губерниях. Ситуация такая сохранялась довольно долго. Например, в начале ХХ века бань в селе Моховатка имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном – одна на 10 домохозяйств.

Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей:

"Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности. О том же свидетельствует отсутствие скотины и мебели".

"Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три-четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются две-три лошади, три-четыре коровы, два-три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар".

Архитектурное решение бани незамысловато. Оно не требует каких-то глобальных технических познаний, ведь представляет собой помещение с печкой-каменкой линейной концепции. Мы даже можем подумать, что это доступно любому человеку. Но не все так просто: дрова, вода, время – всё это очень дорого.
Аркадий Пластов // Весна, 1954
Баня – покровительница родов
Поветухами выполнялись приёмы с интенсивным пареньем для "правления" живота беременной: повитухи как бы "стирали" живот, "поправляли" младенца.
обычай, в который сложно поверить и с точки зрения логики, и соображений безопасности, но именно так оно и работало.
Как правило, несколько семей объединялись и мылись по субботам; подряд – мужчины, женщины, старики и дети. Многие мылись один-два раза в месяц в избе в лотках или просто на соломе. В тех местностях, где бани отсутствовали, крестьяне парились в печах: давали остыть, стелили солому, залезали в печь, кропили мокрым веником стенки для получения пара. По окончанию процедуры окатывали себя теплой водой, стоя у лохани.

[лоха́нка] – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.

карелы, баня
карелы

баня:

  • место обитания предков
  • святыня
  • теплая вода и очищающая сила огня, стихиям которых карелы поклонялись

кто живёт:

  • банник

особенности:

  • после похода в баню следовало ополоснуть руки водой по аналогии с обрядом после посещения кладбища и прочего общения с умершими
  • обряд поднятия лемби – своеобразный аутотренинг: над девушкой (реже парнем) проводили обряд, и она становилась уверенной в себе, в собственной привлекательности, раскрепощалась, а, значит, ей легче было найти кавалеров и женихов
  • как правило, баню топили женщины
  • не ходили по воскресеньям и в религиозные праздники
  • вечером накануне Масленицы в бане надо было молчать, чтобы летом комары не кусали

где / как строят:

  • дома поодаль от береговой линии, а бани, наоборот, на самом берегу или прямо на воде, на столбах
  • перед началом стройки запросить разрешение у духа-хозяина земли

гигиена, стирка:

  • щелок (процеженная зольная вода) для стирки и мытья готовили в бане
  • стирать белье нужно было на улице (в бане нельзя)
удмурты, баня
удмурты

кто живёт:

  • Мунчомурт – аналог славянского банника. Характер у банного духа нелегкий. Не любит тех, кто ходит в баню поодиночке, громко говорит, ругается, заглядывает в предбанник или приходит париться после полуночи, потому что там уже моются "иные"

особенности:

  • на моление и жертвоприношение отправлялись обязательно помывшись в бане, цвет ритуальной одежды – белый
  • обязательным считается помыться, попариться накануне праздников, перед общественными и семейными молениями и различными обрядами
  • делали массаж, принимали роды, лечили чахнущих детей, промывали раны, правили вывихи

где / как строят:

  • одну на несколько семей или родственников в целях экономии средств на строительство и дрова
  • по типу русских с печью и без дымохода, по-черному – "сьод мунчо"

гигиена, стирка:

  • пользовались щелоком, голову мыли отваром из кислого кваса
  • вихотки из мочала (вымоченных лубяных волокон деревьев)
  • прогревание в жарко натопленной бане с веником из березы, крапивы, чистотела, соевичника весеннего, натирание соком редьки, медом
татары, баня
татары

баня:

  • у коми-зырян, башкир, крещёных татар баня считалась опасным местом, где обитают злые духи

кто живёт:

  • байнушка (банник)
  • обдериха

особенности:

  • запрещается находиться слишком долго и оставлять младенцев без присмотра
  • болезни могут появиться, если разозлить духов
  • всех детей младше 3-х лет женщины брали мыться с собой, мальчики старше 3-х лет ходили в баню с мужчинами

где / как строят:

  • в татарских сёлах баню имели почти все середняки, а бедняки ставили одну баню на несколько дворов
  • печь в бане обычно была металлической, реже – кирпичной

гигиена, стирка:

в качестве средств для стирки марийцы использовали просяную золу, пепел, затем замачивания и кипячение. Раствор закипал, (бучил), от этого и пошло название "бученье"

  • щёлоком удалялись стойкие телесные загрязнения
пинега, баня
пинега

баня:

  • выполняет гигиеническую функцию, но в духов верят
  • баня считалась "грязной" постройкой, поскольку в ней не только мылись и стирали, но и рожали, гадали и прочее

кто живёт:

  • байнушка (банник)
  • обдериха

особенности:

  • в баню свою не пустят, необходим долгий контакт и доверие
  • существует поверье, что во время обряда невесты могли "подарить" девственность баннику для будущего плодородия

где / как строят:

  • баня всегда своя на семью, совместных нет
  • размещали группами, образуя "банные кусты", в стороне от домов в целях пожарной безопасности и в связи с рядом народных поверий и обрядов
Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.П. Семкина (1919 г.р.), вспоминала:

"Раньше купались дома, из ведерки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют".

В некоторых деревнях использовались для мытья, парения и вознесения языческих молитв овины и их упрощенные модификации – шиши.

Изначально постройки придуманы для просушки сена и плодов, которые раскладывали на плетеных щитах. Их топили с вечера, чтобы светлое время дня отправить в дальнейшую переработку – молотьбу.

Каменки в ямах под овином, по сути, являлись готовыми банями-землянками. Крестьянам оставалось лишь закрыть продух из ямы в овин и плеснуть воды на камни, чтобы попариться в "овинной бане", но и это тоже было только у больших хозяйств. Для сушки небольшого количества снопов использовались "шиши" – ямы с костром или каменкой, над которой возводили из жердей камеру для просушки снопов. Верхняя камера отделялась от нижней огневой камеры сводчатой кладкой, закрепленной глиной с щелями для прохода дыма и горячего воздуха. Шиши также использовались для устройства бань. Более того, иногда жерди обкладывали дерном или торфом для превращения шиша в более основательную баню или в сезонное жилище. Яму у шиша и овина, где находилась каменка или костровище, называли "лазня" или "влазня".
Борис Кустодиев // Русская Венера, 1926
Типы овинов: 1 – шиш; 2 – ямный овин, общий вид;
3 – ямный овин, разрез; 4 – верховой овин.
Персидский ученый Абу-Али Ахмед Бен-Омар Ибн-Даста (правильный перевод имени Ибн-Руста), совершивший в первой половине Х века путешествие по Руси, так описывал земляные жилища-бани древних славян:

"В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянною остроконечною крышею, как видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством, и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до самой весны".

Банная мистика: не зовите экстрасенсов

Все в ней обитаемо, населено духами-хозяевами, даже пар в бане одушевлен, сама постройка оживлена, а дорога к ней полна опасностей. Дух, живущий за очагом, на Руси назывался "шиш" или "шишига". В овинах обитал их дух-хозяин – "овинник", "подовинник" или "овинный батюшка", в бане – банник.

По некоторым версиям в бане нельзя клясться, ругаться, громко разговаривать, а по другим – наоборот всё плохое отдавать баннику: мат, злость, обиду. Банник может подпустить дыма, обжечь, толкнуть или, например, заставить блуждать. Существуют истории о том, как кто-то выходил из бани, а дойти до дома не мог, блуждал в потустороннем мире.

В основном, духа представляли в обличье крошечного старичка с длинными ногтями. После того, как вся семья помоется, в бане можно оставить веник, бадью с водой и разведённый щелок, чтобы задобрить банника, который приходит париться на четвёртом или третьем кругу. Если вы его увидели, значит, в доме что-то не так.

Обдериха из игры "Чёрная книга"
Обдериха – женский прообраз банника. Она могла прикинуться как старухой, так и девочкой. Обычно ее представляли в виде обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и большими зубами. Иногда это существо принимало образ кошки или неодушевленного предмета – например, берестяной трубки, которая служила мочалкой.

"Обдериха – она в бане живет, задирает человека", – рассказывали жители Архангельской области.
В каждом регионе у банника было свое название и свое слово, но суть одна: банника чтят, уважают, стараются не злить.

Это мог быть и мужчина, и женщина, а где-то – некое удивительное существо, не всегда похожее на человека.

Как и любой миф, все истории про банника делятся на благостные и злые. банник может подменить младенца, спасти от пожара или наоборот – задушить, усыпить, облить кипятком. На Пинеге от переправщика я слышала историю, мол, тот в бане угорел, а обдериха его вытащила и спасла. А у его многодетной сестры, когда муж умер, обдериха помогала ночами качать младенца, чтобы дать матери отдохнуть.

Еще на Пинге я узнала, что общение с банником было частью свадебного обряда. Перед свадьбой невеста и ее подружки собирались в баню и с ними была специальная женщина – божатка или крестная. Она вела весь процесс и отвечала за правильность обряда перехода. В некоторых районах Пинежья такая женщина дарила девственность невесты баннику. То есть проводила процесс дефлорации, заговаривая невесту на большое количество детей и плодородие. Думаю, этот обряд облегчал участь неопытных молодых, давая возможность вступить в брак без стресса.

На моей памяти не было видений или образов, с которыми я лично столкнулась. Но я беседовала с большим количеством информантов, у которых был такой опыт. Все эти люди разного возраста и из разных регионов. Я точно верю, что у каждой бани есть свой дух. И, приходя в нее, я обязательно его приветствую, разговариваю с ним, сонастраиваюсь. И я так делаю не только в бане, но и приезжая в новое место, в старый дом, заходя в лес. Для меня очень важно иметь точку, где я бы синхронизировалась с пространством, сама переключилась. И, возможно, в этом и есть смысл банника, что, заходя в баню, ты перестаешь быть, не знаю, городской модницей.
Анна Артемьева
постоянно в банях и экспедициях по России и миру, знает все о банном маркетинге и интерьерах, чтит ритуалы и поверья. Автор блога NUDE
Я с уважением отношусь к традициям. Всё было не просто так: ритуалы помогали человеку физически и психологически пройти переход/проблему/болезнь/радость и так далее. Жизнь и сейчас полна ритуалов, они всего лишь видоизменяются с течением лет.

В банника, конечно, верю! Когда варишься в этом мире, из таза в корыто по всей России прыгаешь, невольно начинаешь верить. банник, обдериха, все остальные ребята – они в первую очередь учат с уважением относиться к пространству, чуять границы и эго своё поправлять.

Например, банник не любит, когда в бане орут, ругаются, моются ночью. Чем плохи его пожелания? Обычные правила пользования баней.
Наталья архипова
парильщик,
автор проекта "Лист прилип"
"Особенно не советуют зевать в банях, где обыкновенно роженицы проводят первые дни после родов. Нечистая сила зорко сторожит и пользуется каждым случаем. когда роженица вздремнет или останется одна... Мать и не заметит, как за крышей зашумит сильный ветер, спустится нечистая сила и обменит ребенка, положив под бок роженицы своего "лешачонка" или "обменыша". Эти обменыши бывают очень тощи телом и крайне уродливы: ноги у них всегда тоненькие, руки висят плетью, брюхо огромное, а голова непременно большая и свисшая на сторону. Сверх того, они отличаются природной тупостью и злостью и охотно покидают своих приемных родителей, уходя в лес. Впрочем, живут они недолго и часто пропадают без вести или обращаются в головешку",
– Максимов С.В., "Нечистая, неведомая и крестная сила"
что делаем, чтобы жить с банными духами в мире и согласии
1
Заходя, кланяемся
у бань всегда был заниженный дверной проём. Тут есть логичное объяснение – чтобы тепло не уходило. Но также это сделано и для того, чтобы заходя гость склонил голову, склонил эго или вылез как будто из утробы
2
оставляем еду и возможность попариться
веник, воду, мочалку, а еще кусочек ржаного хлеба
3
воду не ставим на пол
так как пол принадлежит миру нави, не используем металл, не приносим иконы, а банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) не берем домой
4
не отпускаем детей
переодически берём за руку, обнимаем, касаемся
5
не ругаемся, остаемся в трезвом уме
в этом опять есть логика, но если её Вам мало, побойтесь еще и старика с длинными когтями и не ходите в баню изрядно выпимши
6
а также
не моемся в одиночестве, перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане нельзя
Что берёт с собой в баню среднестатистический человек того времени:
  • Первоочередно – веник и праздные истории.

  • В бане непременно имелись чаны или кадки с горячей и холодной водой, шайки для мытья и оката (ополаскивания), вехотки (мочало) для намыливания, веники для парки.

  • Воду в старину носили в липовых изварах (небольших бадьях) или в ведрах, наливали медными лужеными ковшами, или кунгами.

  • Щелок заменял мыло. Его хранили в медных луженых тазах.

  • Квас, которым обливались, когда начинали париться, его держали в больших берестяных туесах.

  • Если кто-то собирался мыться в печи, необходимо было с собой взять кадку с водой.

Источник: 3 века петербургской бани

городские платные бани

Развитие городов и переселение людей в них, разумеется, создавало необходимость создания бань, ведь ванную могли себе позволить далеко не все. Так появляются первые общественные городские бани, где за посещение берут деньги.

В конце XIX века в России насчитывалось более трёхсот тысяч бань. Общественные бани переименовали в "торговые" или "платные".

Первые городские платные бани, по данным Главархива, появились в Москве в конце XVI века. Располагались они по берегам столичных рек. Во второй половине XVIII века общественные бани стали массовым явлением, подконтрольным городским властям. Фактически помещения сдавались городом в аренду откупщикам, которые обязались обеспечить мужское и женское отделения. Помимо этого, откупщики отдавали значительную часть дохода в казну, принося ей ощутимую прибыль.

Одна из проблем общественных бань того времени – совместные походы мужчин и женщин, которые случались несмотря на то, что должны были быть обеспечены разные отделения. Нарушение морально-этических норм впечатляло туристов, но куда больший урон наносило распространение заболеваний. Исследователи убеждены, что баня всегда символизировала "очищение", поэтому люди по-прежнему приходили париться и "смывать" всю грязь – и физическую, и ментальную, а не "зарабатывать" новую. Так что проблема в большей степени была в распространении болезней.

С 1551 года власть и церковь пытались разделить людей в бане, действительно это удалось Екатерине II и окончательно – Александру I.

цари и бани

Петр I
Благоустроил собственную парную Монплезир в Петергофе. Там были гостевые комнаты, в одной из которых устроили мыльню, известную сейчас как банный комплекс. Главная ее особенность – на печи вместо камней лежали пушечные ядра. Они оказались намного долговечнее камней.
Если царю нездоровилось, он проводил время в мыльне и с учетом рекомендаций врачей мазал раны толчеными земляными червями и мокрицами.
Елизавета Петровна
Елизавета Петровна велела перенести комплекс (речь идет о Монплезире) в Верхний сад.

Знаменитый архитектор Растрелли добавил несколько помещений из дерева и бассейн.
Екатерина II
Екатерина II оценила русский пар и в 1763 году в Зимнем дворце создала мыльню из 3-х помещений, окна которых открывали вид на Дворцовую площадь.

Работами заведовал архитектор Валлен-Деламот, который создал для нее уборную, купальню, баню, бассейн. Попасть в парную можно было прямо из покоев императрицы.
«"Кусочники"жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц. В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить "кусочникам" из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок. "Кусочники" должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в "дворянских" банях».

"Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки".

"Москва и москвичи"
В. А. Гиляровский
знает все о москвичах
В это время усиливается роль сотрудников бань
Что берет с собой посетитель бани времён царской России?
Интерьер Холодных бань с Агатовыми комнатами. Царское Село, Санкт-Петербург. Архитектор Чарлз Камерон. 1779–1787. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Мыло из щелочи, различных растений и животных жиров: отечественные мастера научились делать важный для гигиены продукт из масла и сала, а для аромата добавляли миндальное или маковое масло.
Прототипом современного мыла была зола, залитая кипятком и распаренная в печке. Получались щелочные кусочки, которыми очищали и тело, и лицо, и волосы. Поговаривают, от воды, которая оставалась от приготовления щёлочи, волосы становятся более шелковистыми и менее спутанными.

Герои работы Перова "Чистый четверг" несут с собой узелки с чистой одеждой, веники, а также баранки к чаю после парной.

Какие бани в это время появляются и развиваются:

Сандунов и певица Елена Уранова (Федорова) на подаренные Екатериной II свадебные драгоценности купили участок в центре Москвы, у реки Неглинки. Именно там возвели самую роскошную баню города. Проект переживёт и весь XIX век, и революцию, и Советский Союз, на протяжении всего этого времени действуя как общественные бани.

Заново отстроенные в 1896 году Сандуновские бани в Москве воспроизводили образец римских терм на уровне современных понятий о роскоши и комфорте.

узнать больше:
Старейшие московские бани в историческом здании. Перестроены в 1888 году, а появились в XVIII веке. Принадлежали бани купцу второй гильдии Крашенникову.

Бани не имеют фундамента: стоят на дубовых сваях. В советские годы сюда любили приходить преподаватели Московского института транспорта и служащие Театра Советской армии. Принято нахваливать знаменитый "селезневский" пар, который появляется благодаря специальной печи, а также купель.

узнать больше:
Ржевские парные, открытые в 1888 году, также не поменяли своего расположения. Обладая лояльной ценовой политикой, бани стали "народными": их посещали люди всех сословий. И именно модель Ржевских бань в итоге стала самой "ходовой".

Сейчас на реставрации.

узнать больше:
Неприметный фасад скрывает уникальные бани XIX века. Модный архитектор Семен Эйбушитц, Лев Кекушев, а среди гостей – владельцы Сандунов. И Ленин. Сейчас это не бани, так что Вы можете посетить экскурсию. Например, от проекта "Москва глазами инженера" и увидеть эффектную лестницу с грифонами, роскошный мавританский зал, круглый бассейн.

узнать больше:
Здание в Фонарном переулке спроектировал по заказу купца и академика Михаила Воронина архитектор Павел Сюзор, автор "Зингера" и других известных зданий Петербурга. Эклектика интерьеров, фонтаны, сводчатые потолки, мраморные бассейны, в которых регулировалась температура воды, мебель в стиле Людовика XVI и даже собственная парикмахерская – всё удивляло здесь.

В советское время им присвоили номер 43 и бани стали культовыми. Сейчас Фонарные Бани отреставрированы: восстановлены оригинальные элементы декора, сохранены и модернизированы исторические печи и спроектированы обновленные классы.

узнать больше:

банно-прачечный комбинат: СССР и банные комплексы

В русских сказках путешественникам, помимо крова почти всегда предлагается баня. И это неспроста – ни в одной другой культуре мира ценность акта очищения не получила такого распространения, как на Руси. Компиляция культа, устойчивая концепция и множество беспрекословно соблюдаемых всеми правил, утилитарной функции, подкрепленной ментальной, мистической. То есть у бань как таковых есть и функция, и неосязаемый контекст. Искоренить их едва ли представлялось возможным в том числе и от того, что смысл в них был и осязаемый, и эфемерный, культурный. Переход от частного к общему после революции превратил только появляющиеся платные бани в нечто иное, и имя этому – банно-прачечные комбинаты.

Многие исследователи говорят, что баня сама по себе существует как бы внутри – не столько важен фасад, сколько внутреннее наполнение, от которого зависят не только чувственные аспекты, но и самые обычные человеческие.

В СССР понятие бани частного характера фактически исчезло, на смену ей пришел "санитарно-обмывочный пункт" или, иначе, "банно-прачечный комбинат". Это было государственное предприятие, призванное решить вопрос гигиены горожан, не все из которых в первой половине XX века могли позволить себе устраивать полноценные ванные комнаты дома, при хороших раскладах удобства были на этаже. С наступлением советской эпохи концепт бани дополняется новыми функциями: там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением. Об утилитарной сути походов в баню говорит и финансовая составляющая: вход – примерно стоимость булки хлеба. Так что появляются они по всей стране.

Банные принадлежности – с собой. И только в более поздние советские времена появилась возможность приобрести все необходимое на месте.

Сандуновские бани Москвы на снимках Джереми Николла

Джереми Николл (Jeremy Nicholl) родился в Северной Ирландии, карьеру начал в Лондоне и с 1991 года снимает фоторепортажи по всей России и бывшего Советского Союза. С декабря 1996 по январь 1997 он сделал серию снимков в Сандуновских банях Москвы.
Санпропускник Гегелло: квинтессенция «линейности» бани и концепции советской бани
Приводим далее цитату, которая расскажет Вам не столько о комбинатах, сколько о самой концепции:
"...Вытянутая конфигурация здания позволила найти и его лучшее функциональное решение. По заданию требовалось предусмотреть четыре одинаковых отделения для обычного мытья и возможность их попарного объединения для организации в случае надобности двух санитарно-пропускных пунктов. <...> в первом этаже размещались: вестибюльная группа, отделение "Мать и дитя" и обслуживающая санитарно-пропускные пункты дезинфекционная камера, а помещения с наибольшим расходом горячей воды и пара приближались к котельной. Второй и третий этажи использовались для размещения в них по два обычных отделения, что позволяло объединять их попарно и в то же время изолировать при работе одной пары отделений как санитарно-пропускного пункта".
Что берёт с собой советский гражданин и советская гражданка в баню

Какие бани в это время появляются и развиваются:

Усачевские бани – часть образца конструктивистского стиля жилого массива "Усачевка" в Хамовниках. Проект не предусматривал ванные комнаты в большинстве квартир, поэтому и встал вопрос о строительстве общественной бани. С 1934-го Усачёвские – одни из самых крупных бань в Москве, где было и банное отделение, и прачечная.
Знаменитые гости – Гагарин и Никулин. Сейчас открыты после реконструкции, но интерьеры сильно отличаются от исторических.

ссылка на проект:
Варшавские бани появились в 1938 году. Открылись в одно время с Донскими, Воронцовскими, Дорогомиловскими и другими. Интерьер решен в стиле минимализм, а само здание из красного кирпича напоминает заводское здание.

На четырех этажах разместились мужское и женское отделения, а также бани разных народов мира.

ссылка на проект:
Круглые бани
Петербург
Созданные в стиле конструктивизма – проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников – Владимира Гальперина, Николая Демкова, Александра Крестина.

Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре – бассейн под стеклянным куполом. Баню должен был окружать сад, а на крыше планировали устроить солярий. Но построить удалось только упрощенную версию для более экономичной эксплуатации. Есть бассейн под открытым небом.
Круглые бани
Тюмень
Этот памятник конструктивизма – одна из трех сохранившихся круглых бань в России.
Трехэтажное кирпичное здание – единственный памятник авангарда в Тюмени. Основной объем цилиндрический приземистый, нижний этаж заглублен в землю. Консольный объем, мезонин с балконом, центральная часть с вертикальным витражом.
Купальня-баня Рогожско-Симоновского района
В интерьерах бани-бассейна нет лепнины и прочих декораций на потолках. Напоминают о времени только две гипсовые скульптуры на балконе – "Пловчиха" и "Спортсмен".

Бассейн лишился правого крыла, но фасады и интерьеры в редкой сохранности – метлахская плитка и плитка на стенах, масляная краска, контрастный свет из узких окон, фермы перекрытий, рёбра балок над лестницами.

Купальни Рогожско-Симоновского района Панина остаются единственным сохранившимся воплощением утопических мечт эпохи авангарда о создании "гигиенических цехов" для выковки нового, социалистического человека в столице.
У бани всегда были дополнительные функции снаружи к ней пристраивались прачечные и парикмахерские (или же они занимали небольшие комнаты внутри). Иногда эти пристройки начинали доминировать над баней, как, например, в советское время, когда определяющей для бани стала спортивная функция. В 1990-е годы баня обросла бессчетным количеством паразитирующих коммерческих и увеселительных программ, а в нулевые и вовсе пришла в упадок и была практически забыта.

<...>В советское время и баня, и метро были возведены в масштаб "дворца для людей".

<...>В Советском Союзе баня была одним из фундаментальных урбанистических элементов микрорайона, выполняя важную общественную функцию наряду со школами, детскими садами и поликлиниками. Но потом баня потеряла свою власть: загнанная в угол 90-ми, она больше не могла скрываться за историческими фасадами доходных домов и проседающими бетонными стенами конструктивистских и модернистских зданий. Все, что ей оставалось, – втиснуться в маленькие сауны, наполненные праздностью и развратом.

Весь текст здесь.

V-A-C Sreda: "Метробаня: урбанистическая фантазия"

Анастасия Герасимова
архитектор, исследователь и преподаватель, автор исследования об архитектурной типологии бань и феномене пространства коллективной наготы.

исследовательские проекты
Подборка рисунков, фотографий и живописи
  • Афиша к фильму "Баня" по пьесе Маяковоского.
  • Русская баня, картина Е. М. Корнеева, 1812 год.
  • Кадр из фильма Василия Шукшина "Калина красная".
  • Очередь в баню.

сауна, секс и бассейны в 90-е

В 90-е и нулевые годы у бань в России переосмысливается функция. Теперь за паром приходят другие гости – коммерсанты, бизнесмены. Но да, по-прежнему здесь завсегдатаи с традиционным отношением, которые приходят в баню с тазом и веником, а не цепями, охраной и ТТ.

Преобразовавшись, бани становятся своеобразным символом эпохи. Здесь, как и ранее, осуществляется социальное взаимодействие между людьми. Немалую роль сыграло в этом наличие кулуарных приватных пространств и закутков, которые часто становились площадкой для коммуникации представителей криминального мира, а также бизнес-сообщества. Эта тема довольно противоречива и содержит много неоднозначных аспектов, о которых мы можем судить по разным фильмах, в которых бани становятся эдаким холстом.

В период после распада СССР, когда страна переживала серьезный экономический кризис и рост преступности, бани превратились в место, где пересекались интересы различных социальных групп, а атмосфера всё ещё способствовала установлению доверительных отношений и решению конфликтов. В условиях нестабильной экономической ситуации многие сделки заключались именно в банях, где можно было обсудить детали в непринужденной обстановке.

Культурный феномен состоит в том, что бани стали частью массовой культуры, нашли отражение в кинематографе, литературе и музыке того времени.

По мнению некоторых москвоведов, одной из самых криминальных были не Сандуны, воспетые кинематографом, а Краснопресненские бани.
Сандуновские бани, съемки фильма «Брат-2»
Постепенно у определенной части населения появилось желание еще сильнее скрыться. Так что если компания нуждалась в большей приватности, они становились посетителями саун – тех самых полуподвальных заведений, в которых главным способом расслабить тело был не пар, а плеяда самых разных дополнительных услуг. Впоследствии это станет основой рентабельности этих заведений. Символы таких бань-саун – красный свет, большая кровать, деревянно-лубочный стол с лавками, бильярд, кожаный диван и бассейн. Добавьте к этому караоке и получите среднестатистический День рождения в 90-е.

Но даже в эти сложные годы некоторые традиции сохранились. Например, поход в баню перед важным событием, а также ритуалы: парение вениками, контрастные процедуры с холодной водой и прочее. Так что несмотря на своеобразные аспекты, для многих людей баня оставалась местом отдыха и заботы о физическом и ментальном здоровье.

В целом феномен бань в 90-е годы отражает сложный и противоречивый период в истории России, когда устойчивые традиции переплетались с новыми реалиями, а общество переживало глубокую трансформацию. Сегодня многие аспекты банной культуры 90-х ушли в прошлое: сауны трансформировались в эстетичные спа-центры, исторические локации бань реставрируются, посетители приходят за оздоровлением и осознанным расслаблением.

Ноооо... где-то сауны с красными кроватями по-прежнему ждут своих постояльцев!

[фото - Деревенская баня / Герасимов А.М. Изображена баня художника, построенная по его проекту в поселке Сокол на улице Левитана]
посуда, проект “Берёста”

баня в 2024

Баня сегодня – это компиляция всех вариантов, что мы описывали выше и даже тех, что будут ниже этого абзаца.

Если задаться целью, то посещение разных банных проектов по стране позволит не просто перемещаться на расстояния, но и во времени. Мы можем посетить исторические Фонарные бани, оказаться на Соловках, напариться на Урале по-чёрному или в походной на берегу огромного озера, спеть на 100 баллов в сауне из 90-х и насладиться видом на карельские моря из инстаграмной купели.
При этом открываются новые бани, которые сочетают в себе современные тенденции и историю. Красота интерьеров, в которых переплетаются старина, современность и ритуалы. Глобализация, разная ценность и цена, региональный контекст и степень вовлеченности создателя – вот что делает банный рынок столь уникальным, интересным.

Яркие примеры – частные коммерческие бани в Москве. Их создатели не засыпают с пихтовым веником в обнимку, главный продукт здесь – отдых, приправленный добрым маркетингом. Посетители прямо как при царской России не едут за город, а просто получают услугу в центре города, сотрудники сохраняют приватную обстановку, которая не снилась Саше Белому. Истории про такие пространства никто не относит психотерапевту, бани такого толка – не аутентичный сруб где-то на границе в лесом в Архангельской области.
Реконструированная общественная баня 1959 года в Уфе от архитектурного бюро
Реконструированная общественная баня 1959 года в Уфе от архитектурного бюро
Реконструированная общественная баня 1959 года в Уфе от архитектурного бюро
Модная московская баня – это, условно говоря, сервис и вовлеченность гостя в банный процесс. В Москве большинство бань являются все-таки местом, где тебе оказывают услуги, обслуживают тебя. И ты туда приходишь в формате спа, когда за твои деньги с тобой должны обращаться, как с алмазом.

Если мы говорим про общественную баню где-то вдалеке от столиц, то это всегда соучаствующая ответственность, где люди совместно созидают, моют парную, делают пар, все там украшают. Как живет кассир там? Всякие плакаты, подарки, фотографии или кружки, медали. Это про атмосферу. И от этого зависит качество опыта. Мне нравится, когда люди, имея почву и пространство, могут друг с другом взаимодействовать, не зная даже имен. И, самое главное, что они не ждут, что кто-то сделает им хорошо. Это "хорошо" зависит от них. Мне кажется, в этом очень много здоровья для общества.

Часто бывает так, что баня – просто стены, в которых люди должны сами что-то для себя придумать. В общем, как будто бы баня без души, без человека-хозяина. Самые известные и посещаемые всегда имеют человека, из которого они "выросли".
Анна Артемьева
постоянно в банях и экспедициях по России и миру, знает все о банном маркетинге и интерьерах, чтит ритуалы и поверья. Автор блога NUDE
Новые бани в центре города – глянцевый журнал. А сруб корявый в деревне – потрёпанная любимая книжка из детства. И то, и то может быть по сердцу – зависит от настроя, пожеланий, ситуации. Я воспринимаю современные бани как русский спа – в ногу со временем и с уважением культурному коду. Но душу и настоящесть чувствую только там, где рядом земля, где лежишь на полке голый и одинокий, и нет у тебя званий, заслуг, целей. Ты просто человек – часть природы и истории – а вокруг жар, вода, земля, запах дыма и берёзы.

Общественная баня – отдельный пласт, всем надо побывать – развеять не всегда радужные воспоминания о бане из детства, почувствовать и принять себя частью большого женского (или мужского). От общественной не стоит ждать нежности и щепетильности – обычно они славятся жаром, лютыми банщицами и строгими порядками. Идти только с уважением к процессу, сняв белое пальто.
Наталья Архипова
парильщик,
автор проекта "Лист прилип"
Что берёт с собой современный посетитель бани?
Лучше пить теплые напитки, поэтому термос с травяным чаем, водой, морсом или компотом
Наши эксперты - Аня Артемьева и Наташа Архипова советуют использовать все средства после первого пара - дайте коже возможность поработать
тереться
на
по
вы
Выбирайте скрабы по фракции, запаху. Можете и вовсе просто взять соль, жмых кофе, сдобренный маслом
Чтобы убрать остатки кожи
Основательница Blizhe Женя Пашкевич создала банную капсулу, чтобы привлечь внимание к гигиене посещения сауны. Ходить в баню в купальнике нельзя: это приводит к локальным перегреваниям и нарушению лимфотока, так как плавки сделаны из синтетической ткани и слишком плотно прилегают к телу.
Анна NUDE Артемьева:
топ-средств в любой бане для меня это всегда соль, сода, полынь, хрен. Солью, полынью мелкорубленной и содой мазаться, отваром из хрена - поддавать.
высокие носки или гольфы. Не тонкие, не колючие, а комфортные и достаточно тёплые

про веники

  • Иван «БАННОСТЬ»
    банные вылазки в Петербурге
"Веников очень много – осина, рябина, клен, липа и прочие. В зависимости от того, что растет в регионе, заготавливаются и веники. Но пармастера используют разный состав под разный запрос. Соответственно, у этих всех веников есть свои тактильные и ароматические особенности, которыми можно удивить гостей на банном выезде.

В летний период по большей части применяем свежие, только что собранные веники. Любим покупать у бабушек. Как по мне, это поддержка и малого бизнеса, и бабушек в целом. Ну и, конечно, свежими вениками приятнее и полезнее париться.

В гипермаркете нельзя купить хороший веник, скорее всего его невозможно будет использовать для нормального парения. Вне сезона лучше купить в специализированном банном магазине. Можно покупать впрок и хранить дома, соблюдая некоторые правила. Например, еловые хранить в морозилке, иначе они опадут."
берёза

в чем сила, веник?

  • помогает при боли, ломоте в мышцах и суставах
  • очищает кожу при склонности к сыпи и гнойничкам, ускоряет заживление ран и ссадин
  • оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение
  • способствует отхождению мокроты и улучшению вентиляции легких
  • в листьях березы – эфирные масла, дубильные вещества, витамин С, провитамин А

техники парения:

  • легкое поглаживание, опахивание, прижимание к телу ладонью на 4-6 секунд
  • постегивание и похлестывание, интенсивное растирание в разных направлениях

способ подготовки веника к парению:

  • заранее - залить водой на 2-3 часа и завернуть в пакет
  • экспресс-способ – в кипятке на 15 минут, а затем подержат над каменкой 1-2 минуты

особенности сбора:

  • лучшее время начало июня, после праздника Троицы, можно ориентироваться по состоянию листьев – нужен яркий, бархатистый на ощупь лист
пихта

в чем сила, веник?

  • высокий бактерицидный эффект
  • фитонциды
  • омолаживает, разглаживает кожу
  • восстанавливает иммунитет
  • помогает при лечении болезней ревматизма, воспалительных процессах, хронической и острой сердечной недостаточности, а также при инфекционных заболеваниях

предупреждение: с осторожностью людям с заболеваниями сердца


техники парения:

  • укрыть голову человека на полке (защита от перегрева, ингаляция)
  • для массажных и протирочных техник в конце парения

способ подготовки веника к парению:

залить теплой или холодной водой на 20 минут


способ подготовки для отвара

залить крутым кипятком на 20 минут


особенности сбора:

  • молодые боковые побеги, ровные прутья
  • лучшее время сбора – август
Дуб

в чем сила, веник?

  • помогает при лечении кожных, сердечных заболеваний
  • полезен для гипертоников
  • богат дубильными веществами
  • препятствует гниению
  • оказывает вяжущее и противовоспалительное действие, кожа становится упругой и эластичной
  • успокаивает нервную систему
  • листья плотные и широкие, поэтому быстрее и лучше вбирают в себя банный жар и переносят его на тело

техники парения:

  • подходит для жарких припарок, опахивания
  • для активных техник парения (ударные и хлопковые)

способ подготовки веника к парению:

залить прохладной водой на 20-30 минут


заготовка:

  • упругие и гибкие ветви молодых растений дуба, поросль рядом с лопухами
  • сбор – до сентября
крапива

в чем сила, веник?

  • помогает при болезнях печени и почек, суставном и мышечном ревматизме, фурункулезе, угрях
  • отлично помогает при ревматизме, улучшает кровообращение
  • выводит токсичные вещества из организма

техники парения:

легкие похлопывания, избегая особо чувствительные зоны и лимфоузлов


предупреждение:

  • только после разогрева всего тела, на третий заход
  • с осторожностью людям, у которых есть проблемы со свертываемостью крови и тромбами

способ подготовки веника к парению:

  • теплая / холодная вода – 20 минут
  • крутой кипяток (для отвара) – 20 минут

заготовка:

  • май, в начале цветения (до распускания метелочек), в сухую погоду
  • хранить крапиву рекомендуют не более 2-х лет
эвкалипт

в чем сила, веник?

  • фитонциды и 40 компонентов эфирных масел
  • тонизирующий эффект

предупреждение: очень сильный запах эфирных масел, лучше начинать с небольших порций поддачи на каменку


техники парения:

  • воду от запаривания веника используйте для обливаний и поддачи на каменку
  • можно положить веник на лицо: так получаем всю силу эфирных масел (перед укладкой стряхнуть горячую воду)

способ подготовки веника к парению:

залить теплой или холодной водой на 20 минут


особенности сбора:

  • молодые боковые побеги, ровные прутья
  • лучшее время сбора – август
Ольха

в чем сила, веник?

  • бактерицидный эффект
  • усиливает потоотделение
  • богат дубильными веществами
  • помогает при лечении кожных заболеваний, ревматизма, проблем ЖКТ, аллергии

техники парения:

хлесткие хлопки, массаж


интересный факт:

из-за хорошей теплоотдачи в царских палатах печи топили ольхой, дрова из нее называют царскими


способ подготовки веника к парению:

залить прохладной водой на 20 минут


особенности заготовки:

  • лучшее время сбора – июнь и июль
  • собирают с деревьев среднего возраста с прямыми, ровными, гибкими ветками, листочки на них должны быть блестящие и клейкие
черёмуха

в чем сила, веник?

  • бактерицидный эффект
  • помогает при лечении воспалительных заболеваний глаз, ревматизме, хронических простудных заболеваниях, отлично борется с синяками на теле

предупреждение: черемуха содержит гликозид амигдалин, при распаде которого выделяется синильная кислота – ядовитое вещество, поэтому ингаляции должны быть короткими


техники парения:

хлопковая, кратковременная ингаляция


способ подготовки веника к парению:

залить прохладной водой на 20 минут

про первый раз

С одной стороны, от первого раза действительно много зависит, а с другой – не стоит питать иллюзий, что ты сразу найдешь то, что любишь. Так в еде, дружбе, мужьях – важно пересмотреть и прийти к своему. Поэтому я бы однозначно не говорила, что если первый раз был хреновый, то нужно только исключительно опираться на этот травматический опыт и больше никогда ничего не пробовать. Тут, скажем так, все зависит уже от психотипа и бойкости человека. Рекомендация – понять цель посещения бани и следовать ей.

Если задача – побыть одному, нужно идти одному. Или в ритуальную баню с проводником, которому ты доверяешь. Если задача – посмотреть, как бывает, то надо идти в общественную баню и смотреть, как бывает. Если задача – общаться с подружками, то пусть это будет баня в аренду, где вам никто не будет мешать или общественная баня, где вы потеряетесь в толпе. Если это крепкая физиология и нужно поправить здоровье, восстановиться после спорта и так далее, то надо идти к банщику с крепкой спортивной рукой и с ярким паром в процедурную баню. За эстетикой и красотой идти в супер инстаграммный плейс, где ты сможешь сделать картинки. Поэтому две моих рекомендации: знать, за чем ты идешь, а вторая – искать своё.
Анна Артемьева
постоянно в банях и экспедициях по России и миру, знает все о банном маркетинге и интерьерах, чтит ритуалы и поверья. Автор блога NUDE

Переосмысливая баню

"Баня-форум" стала хедлайнером фестиваля "Архстояние-2024". Это пространство объединяет в себе древнеримские традиции и русскую природу.

Николай Полисский о культурных корнях сооружения и концепции "русской античности":

"Когда мне наши "фестивальщики" предложили сделать баню, они естественно вспоминали нашу знаменитую постройку на фестивале "Арт-Клязьма" в 2003 году. Тогда мы установили нашу баню так, как обычно поступают туристы – покрытую полиэтиленом.

Организаторы "Архстояния" вспомнили её и предложили мне создать что-то подобное. Но задачи для объекта с тех пор изменились. Сейчас они хотели, чтобы там могли собираться люди, общаться и устраивать форумы. Я сразу понял, что хочу сделать новую баню неким продолжением античной истории. Ведь по-настоящему банные сооружения использовались именно так в Древнем Риме. Они служили, помимо всего прочего, местом встреч интеллектуалов, где мудрецы весело проводили время, в том числе и в философских беседах.

Серия "Русская Античность", которую мы начали в Никола-Ленивце несколько лет назад, приобретает сейчас новое значение. Это действительно баня-форум, где чистота тела, мыслей и философской беседы будет реализована. В основе сооружения большое количество деревянных колонн, напоминающих древнегреческие и древнеримские. Древесина, из которой они созданы, собрана в том же лесу, откуда мы всегда берём материал. Поэтому баня с одной стороны имеет античные корни, а с другой – органична местному ландшафту и русской природе".

фильм «Бани»

Документальный фильм рассказывает о поклонниках русской бани, которые решают воплотить свою страсть там, где это кажется практически невозможным: в самом центре Парижа, на берегу Тихого океана в Мексике и в пустыне на фестивале Burning Man.


Какова настоящая сущность традиционной русской бани, и возможно ли ее воплотить за пределами России? Три отважных героя отправляются в захватывающее приключение, чтобы доказать, что русская баня – это не просто строение, а философия, способная возродиться далеко от родной земли.


Иван Бояринцев отправляется в Мексику, чтобы построить баню прямо в госпитале на берегу океана. Лена, русская француженка, решает открыть первую баню в Париже, несмотря на огромные трудности с бюрократией и предательством. Саша Байбарин создает свою баню в пустыне на фестивале Burning Man, привлекая внимание американских поклонников. Они все объединены стремлением донести до мира идею, что русская баня – это особая философия, способная проявиться в самых неожиданных уголках планеты.

Бренды, банные проекты, вдохновение

если корзина собрана, подкасты прослушаны, собираемся в баню

Иван «БАННОСТЬ», банные вылазки в Петербурге:

"Советы для банных новичков достаточно простые. Первоев любой бане отталкиваться от своих ощущений. Не смотреть на всех вокруг, попытаться понять, когда выйти, когда охладиться, когда подышать, когда спуститься чуть-чуть пониже. Второеэто найти проводника, пармастера своего, какой-нибудь банный проект, с которым можно попробовать ту самую правильную баню или баню, подходящую для конкретного человека. Третьене бояться задавать вопросы и банным мастерам, и любителям, и своим друзьям, которые ходят в баню. Не теряйте возможность получить ценную информацию из-за предрассудков. Нюансы парения, как веник запарить, сколько заходов лучше сделать, можно ли контраст сразу после первого пара. Когда задают вопросы, потом более комфортно и уверенно себя чувствуют в бане. И еще важноезавершение процесса: найти свою банную рутину, сформировать собственный ритуал. Например, попить чаю, особенное полотенце, простынку, мыло банное, фрукты.

Все это поможет более комфортно ходить в баню: знаешь что взять, особенности банной рутины, причины и предполагаешь эффект на твое тело, ментальное и физическое здоровье".

На наших выездах больше новичков. Потому что мы создаем супер благоприятную атмосферу для того, чтобы человек полюбил баню как процесс и открыл себе какие-то новые возможности, ушел от ощущений из детства, когда случился неверный опыт. Или просто не знал с кем пойти и нашел для себя компанию.

Опытные ребята, приходя к нам на выезды, могут для себя почерпнуть какие-то новые интересные идеи, задумки, новые приятные ощущения или эмоции от коммьюнити"
Наталья Архипова, парильщик, автор проекта "Лист прилип":

"Не всегда нужно и можно полагаться на банную магию и "баня знает". Главный в бане – человек. И иногда его тело знает лучше. А иногда не знает. Я – соединительное вещество между баней и человеком, и моя задача – установить между ними красивый взаимовыгодный диалог. Для каждого ли баня? Я верю в это. Сколько раз видела людей, которых притащили в баню за компанию, и они ругались на входе: "Ненавижу баню!". Но я ни разу не видела человека, который повторил бы то же самое после хорошего правильного парения. Покажи один раз человеку нормальную баню, и он будет приходить снова и снова – от наслаждения сложно отказываться.

Нет правил и техники идеального универсального парения. Ее просто не существует. Чувствуй, пробуй, играй, люби людей.

Понимание истинных желаний своего организма приходит только с опытом. Когда слышишь в бане себя, а не что-то навеянное чужими рассказами, книгами, страхами, воспоминаниями из детства про жар и горящую попу. "
 [фотограф: Оля Филиппова]

частная баня

Если у вас есть участок за городом, то, скорее всего, второй или даже первый объект баня. Такой план часто реализуется: дом за городом всенепременно означает наличие бани, сауны или чана.

Собственная баня позволяет экономить время на посещении банных проектов, которые расположены далеко, требуют отбора, чтения отзывов. Если у вас есть собственная баня, вы можете посещать ее, когда хотите, интегрировать в свою фитнесс-рутину, сочетая с физической нагрузкой.

С учетом историй из 90-х и 2000-х, многие люди не любят посещать арендные бани или локальные проекты из-за их посылов, большого количества людей, прозрачности. Уединенность собственной на участке, где всё сделано именно для вас то, что доктор банник прописал. Здесь только Ваша семья или близкие друзья.

Хорошо спроектированная баня украшение участка, место для тёплый встреч. Однако баня требует заботы и ухода, а также систем безопасности: дерево, огонь, вода, а иногда и алкоголь всё это превращается в гремучую смесь.

[фото: pinterest]
современная баня

детали частной бани

  • Анна Артемьева
    постоянно в банях и экспедициях по России и миру, знает все о банном маркетинге и интерьерах, чтит ритуалы и поверья. Автор блога NUDE
  • Цветы в бане - эстетика или «работает»?
    Засушенные цветы – для красоты. Травы дают работу с нервной системой, так как запах включает разные сценарии и воспоминания. Что-то тонизирует, что-то лечит, что-то расслабляет. Я не сторонник бессовестного микса в парных, когда все намешано и прочее. Но понятно, что запах в первую очередь переключает психику. И ты реально оказываешься в пространстве, в котором готов отдыхать.

    На потолке травы точно для эстетики.
  • Необычный полок - больше про СПА?
    Это такой микс исторического контекста и сауны, приправленный копированием друг у друга. В бане все должно быть равномерно: нехорошо, когда голова выше и нагревается, а ноги в холоде. В Вологодской области я встречала парные, в которых можно только лечь: забираешься на жердочку и лежишь в паровом пироге, а чуть ниже место, где может стоять парильщик. Но изначально в бане надо лежать, потому что туда не ходили сидеть и париться, как куры.

    Это процесс мытья или лечение. Конфигурация внутри парной может быть абсолютно любая. Просто сейчас все копируют друг у друга ивсе сваливается в кучу. Хотя есть физические нормы, например, где должна быть печь, окно, приток вентиляции, слив и прочее.
  • Баня может быть только из дерева?
    Философский вопрос! Баня может быть из чего угодно. Зависит от того, во что веришь и чего ждешь. Естественно, дерево, натуральные забивки (мох, лыко, сено) будут давать другой эффект. Дерево намокает, сохнет, пропускает воздух, дышит и так далее. Баня чисто из дерева – это более живой организм, натуральный. И, соответственно, микроклимат внутри будет всегда в большем синхроне с тем, что на улице, в каком климате стоит сруб и так далее. Как только появляется новый материал, он привносит свои как хорошие, так и плохие изменения. Например, меньше кислорода в парной или холодный пол и слишком влажно в помещении для отдыха.

    В конечном итоге все зависит еще от окружающей обстановки, среды, людей и задачи с которой ты пришел. Одна из моих самых впечатляющих бань – сауна в квартире, построенная в 90-е. У нас даже веников не было и печь электрическая, никакого не воздуха. Классно в этом смысле уметь получать удовольствие, не становиться заложником слишком технически классных решений.
Для меня частная некоммерческая баня – это много кислорода, чистая и намытая баня. Соотношение "температура 60 градусов + 60 процентов влажности", таз с холодной водой для облива, хороший, не сваренный веник, питьевая вода комнатной температуры, укрытая голова, тёплые носки и свежее бельё после парения. Это база для меня. А вообще, случается иногда самое лучшее парение в месте, от которого ничего не ждёшь, и даже веника толкового под рукой нет.
Наталья Архипова
парильщик,
автор проекта "Лист прилип"
Баня у водоема с живой водой победит любой другой опыт. Кроме того, у бани есть функции: пообщаться, помыться, ритуал, физиология, спорт.
Анна Артемьева
постоянно в банях и экспедициях по России и миру, знает все о банном маркетинге и интерьерах, чтит ритуалы и поверья. Автор блога NUDE

Возвращаясь к главному вопросу статьи, скажем так – баня обладает важной объединяющей функцией и безусловно является частью системы ценностей. Веками, словно в котомку, люди приносили сюда обычаи, веру, культурные и нравственные ценности, важные вопросы, сейчас же, в эру индивидуализма и попыток принятия, баня возвращает городскому человеку некоторую первобытность, наготу. Кажется, однажды утром каждый из нас может взять в руки телефон и уехать говорить о вечном среди реликтовых сосен, переодически без тени сомнения погружаясь в горячие объятья пара.


Баня продолжает быть местом не только физического, но и духовного очищения, поддерживая коллективное наследие и обычаи. Баня, ритуалы и традиции словно история России – то строится высокая башня, то рушится всё под ноль.



Я не могу однозначно сказать, что баня – часть культурного кода. Зная культуру соседей, финнов или эстонцев. К ним эта фраза применима больше. Туда же, кстати, я бы Литву и Латвию добавила. И японцев, и Мексику. У них не было провала преемственности, как у нас. Баня их всегда сопровождала, и не было качелей, когда традиции теряются среди государственной риторики.

Например, в Латвии до сих пор обязательно водят детей до двух месяцев в баню, чтобы их, грубо говоря, перевести из одного мира в другой, приобщить. Этот ритуал не нужно никому рекламировать, его не нужно стилизовать, чего-то выдумывать вокруг, чтобы люди его проводили. Это внутренняя установка, которая не требует уговоров. Финны, заходя, понимают, что есть некий поклон березе, лесу, loyly (духу пара). А нам пока нужно много мишуры - славянский манер песни, наряды, лён, косоворотка и прочее, модная подача, чистота, именитые мастера, чтобы заманиться.

Нас убеждают, что бани – это часть нашей идентификации. Функционально, да, они есть повсеместно, но с точки зрения культуры, я не уверена, что она во всех проросла. Я бы, наверное, сказала, что сейчас баня – это хайп. И мы только идём к тому, чтобы прочуять красоту внутри.

Под словом «мы» имею ввиду современную территорию России, однако, от региона сильно зависит крепость ритуала и память народа.
Анна Артемьева
постоянно в банях и экспедициях по России и миру, знает все о банном маркетинге и интерьерах, чтит ритуалы и поверья. Автор блога NUDE

трансформируется ли понятие бани?

Трансформацию вижу в переходе, который случается уже сейчас: из классической бани в спа-формат. Ничего плохого в этом нет: дрова, сажа, веник в тазу никуда не денутся, а только приобретут значимость, притянут к себе интерес.

С бани наконец слетит слава сауны с кожаным диваном, стоградусной жары. Все, кто боялся и стеснялся, зайдут в банный мир через парадный вход: современные банные комплексы, модные парильщики, красивые процедуры. А потом из любопытства заглянут и на задний двор, в потайной угол: в срубы на берегу реки, в бабкины приговоры, в ледяной таз на голову
Наталья Архипова
парильщик,
автор проекта "Лист прилип"

Подводя итоги

1
Баня использовалась на Руси с древнейших времён, как для гигиены, так и для ритуальных целей. Она упоминается в летописях, является важным аспектом жизни. Впоследствии стала своеобразным общественным центром: здесь устраивали переговоры, заключали сделки и проводили праздники.
2
Классики русской литературы, такие как Фонвизин и Гоголь, описывали баню в своих произведениях. Знаменитая пьеса Маяковского "Баня". Она упоминается в произведениях литературы, фольклоре и имеет глубокие корни в народных обычаях.
3
Множество раз изображаемая художниками, баня обретала совершенно разные образы. Могла быть и местом действия, и значимым героем. В визуальной культуре нового времени – кино и сериалах – столь же ярко отражена. И всегда она реализует своим образом узнаваемых контекст.
Русская баня прочно связанна с историей, традициями и образом жизни, а потому, пожалуй, скажем, что является частью культурного кода. Но, как и всё историческое, нуждается в осмыслении и переосмыслении, чтобы, сохраняя традиции, умножать любовь. За сим откланяемся, пойдем париться не о культурном коде, а об веники.

"Когда выходите из бани, повернитесь к ней лицом и скажите "Спасибо бане на стоянье, а нам – на здоровье", – так рассказывала маленькой Наташе Архиповой (которая "Лист прилип"), ее любимая бабушка.


P.S. Уходя от Нового Русского – "Спасибо каналу любимому за знания новые, проекты интересные да трату денег с пользой для души".

[фото: "Лист прилип"]
посуда, проект “Берёста”
Автор статьи – Ксения Юровская
Редактор проекта «Новый Русский // Культурный код»