РУССКАЯ КУЛЬТУРА
от эксплуатации до переосмысления
курс лекций
обновленная программа
еще можно присоединиться
Старт 25 МАРТА
*

иконы в современном интерьере

разбираемся вместе с Леонидом Валдаевым
Икона – часть культурного кода, обладающая колоссальным, неотделимым контекстом. Запутанность и закрытость – для одних, мир сакрального – для других. Среднее звено формируется со скрипом: мы опубликовали пост о размещении икон в интерьере и, конечно, под ним было множество комментариев о правильности расположения, тактичности, символах. Трактовки, региональные отличия и разная включённость в вопрос сподвигли нас на текст про иконы в современных домах: как, какие, где.

Дрожащими руками мы бы его выкладывали, если бы не позвали проводника – выпускника Сретенской духовной семинарии, специалиста в области православного дизайна, создателя ANTIPA_PRESS и ex-руководителя проекта современной церковной лавки и мерча ANTIПА Леонида Валдаева.
[Кра́сный у́гол] образовано от ст. -слав. красьнъ, то есть «красивый, прекрасный»

Как было ранее на руси

Иконы – ценные, священные, дорогие, их мало, они создаются вручную мастерами, которых ещё меньше. Так что в основном иконы передаются из поколения в поколение. Позволить себе свободное приобретение могут далеко не все. Как следствие и «формат» красного угла зависит от достатка. Если бедный дом, то в нём 2-3 иконы и один красный угол. Если богатый, то икон больше, и располагаться они могут в нескольких помещениях. Люди с ещё бóльшим достатком имели молельную комнату. Совсем богатые могли построить часовню или храм. В целом, люди старались иметь дома иконы с изображением Спасителя и Богородицы и/или семейную.
На Руси популяризация венчальных икон началась примерно с XVII века, когда их приобретение стало чуть доступнее. На свадьбу молодым обеспеченные ближайшие родственники могли подарить две иконы: с изображением Спасителя и Пресвятой Богородицы. Так, со временем в домах появлялись по 2-3 идентичные иконы, разрастались и сами дома. Еще одна русская традиция того времени, которая сохраняется и до сих пор – писать икону на Крещение, так называемую «мерную». Её размер должен был соответствовать росту младенца, например, 52 см. Эта история не относится к реальному вероучению, просто традиция.

Росло количество мастеров, технологический процесс внёс свои изменения в эту сакральную, не всем доступную историю. Сегодня они печатаются, вырезаются на станках и, конечно, по-прежнему пишутся искусными мастерами.

Догма, канон, культура: что такое икона?

Чтобы понять, какая икона может появиться в доме, и где её можно разместить, необходимо разобраться в понятийном аппарате.
Икона – это окно, которое позволяет человеку увидеть небесный мир, мостик, который соединяет небо и землю. То есть икона служит совершенно иным целям, чем фотография, картина: её главное назначение – не быть украшением интерьера, а, скорее, напротив – привлекать к себе внимание для того, чтобы человек обратился к Высшему, к Богу, к Богородице, к святым. И это самое главное её назначение. Если оно не выполняется, то икона становится в определённом смысле бесполезна, а в каком-то – даже вредна. Особенно там, где люди не видят разницы между картиной с Матой Хари, постером со Спайдерменом и иконой.

Мы не молимся доске, изображению, честь воздаётся не самой иконе, а тому, кто на ней изображён. Мы обращаемся не к образу, а к первообразу.

Леонид Валдаев
выпускник Сретенской духовной семинарии, специалист в области православного дизайна
Когда мы говорим об иконе, то чаще всего представляем себе примерно идентичные образы. В церкви есть три термина, которые сосуществуют рядом: догма, канон, культура.
Догматическая часть иконы состоит в том, что есть правила написания образов с определённой символикой которая раскрывает нам область Священного. Надпись на иконе Богородицы даётся по традиции в греческом сокращении от первой и последней буквы священного имени Μήτηρ τοῦ Θεοῦ, то есть Матерь Божия – ΜΡ ΘΥ. «Земное» имя Иисуса Христа подписывается ІС ХС слева и справа от лика, а «небесное» имя – греческими буквами ὁ ὢν – «Су́щий» в трёх видимых лучах крестчатого нимба. Святители изображаются с Евангелием, мученики – с крестами.

Что касаемо других терминов - канон и культура, то можно сказать, что это изменчивые части. Канон в меньшей степени, культура в большей. Можно подставить синоним слову канон - привычное, традиционное. По сути, каноническая икона, икона в каноне, – это угадываемый образ, привычный нашему зрению, который может изменяться вследствие изменений культуры, времени, эпохи, традиций, но при этом не меняет своей догматической составляющей священного.

Иконы V века и иконы эпохи времени крещения Руси – разные, иконы середины XVII века и иконы XIX века тоже разные, культурно разные, традиционно разные, но всё это иконы, если при их написании сохраняется догматическая часть и узнаваемость. На такие иконы можно молиться, они могут и призваны быть в храмах или домах молящихся. Надо признать, что у икон есть также свой путь.

Леонид Валдаев
выпускник Сретенской духовной семинарии, специалист в области православного дизайна
Так, в Африке появляются иконы с изображением чернокожей Богородицы или с узким разрезом глаз в Азии. Но так как основа изображения – догма, то смотрящим считывается образ, а канон и культура дополняют образ контекстом того, где происходит данная встреча.
Так НЕ говорят
Каноничная икона в значении «настоящая, правильно написанная, исторически выверенная» – по сути оксюморон. Как Вы можете понять из предыдущего диалога, канон – не показатель первичного образа, а, скорее, наоборот. Так что если Вы понимаете, что перед Вами художественная интерпретация, подобная иконе, то здесь подойдет термин «иконографическое изображение».

Об этом позже поговорим полноценно, но пока запоминаем: не говорим «(не)каноничная икона».

Авторские иконы

Для нашего слуха будет привычно или во всяком случае не вызовет отторжение словосочетание «иконы Византии», «иконы Греции», «русская икона». С течением времени иконы на Руси начали приобретать региональный характер: Московские, Питерские, Палехские иконы и другие.

Культурный контекст и рост количества иконописцев создают вариативность. Она появляется, когда люди хотят создавать, показывать своё видение, и при этом не быть в жестких рамках.

Во время советского периода возникает такой термин, как авторская икона. Как это выглядит: мастер создаёт вокруг себя артель или мастерскую и учит людей писать так, как он, в его стилистике, технике. И в 70-80-90-х годах возникает многочисленная плеяда людей, которые создают авторские иконы. Иконописцы перерабатывают старый традиционный стиль, переосмысляют с учетом культурного контекста и создают что-то совершенно новое, а главное, чего не было до – оставляют авторство и права на то или иное изображения за собой.

Александр Лавданский

Икона из Стефано-Махрищского монастыря
Иконостас храма Живоначальной Троицы в Хохлах, спроектированный Александром Лавданским

Ирина Зарон

Икона Божьей Матери, ,Зарон Ирина, иконописец
Пророк Моисей, фрагмент картины, Зарон Ирина, иконописец
Крещение Господне, Зарон Ирина,
Зарон Ирина, икона
Зарон Ирина, икона

Зинон Архимандрит

Отец Зинон расписывает алтарную апсиду нижнего храма Феодоровского собора, иконописец
Четыре Евангелиста, Зинон Архимандрит
Антоний Великий, Зинон Архимандрит
Петр и Павел, Зинон Архимандрит
Ириней Лионский, Зинон Архимандрит
Знамение, Зинон Архимандрит

Сергей Антонов

Сошествие во ад, 2006. Доломит, высота 240 см. Надвратный храм Андреевского монастыря, Москва. Фото из архива Сергея Антонова
Снятие с креста, 2006. Мрамор, высота 150 см. Фото из архива Сергея Антонова
Поклонный крест, 2003. Дерево, тон, высота 270 см. Надвратный храм Андреевского монастыря, Москва. Фото из архива Сергея Антонова
Распятие (фрагмент), 2002. Дерево, высота 350 см. Храм Рождества Божией Матери в Крылатском, Москва. Фото из архива Сергея Антонова
Поклонный крест, 2004. Дерево, тон, высота 175 см. Для Храма Трех Святителей в Париже, Франция. Фото в мастерской скульптора. Фото из архива Серея Антонова
Тайная вечеря, 2008. Дерево, высота 40 см. Иконостас надвратного храма Андреевского монастыря, Москва. Фото из архива Сергея Антонова

Анатолий Эйтенейер

Божия Матерь. Дерево, левкас, темп., Анатолий Эйтенейер,
Сошествие во ад. Дерево, левкас, темп. Анатолий Эйтенейер,
Тайная вечеря. Дерево, левкас, темп., Анатолий Эйтенейер,
Снятие с креста. Дерево, левкас, темп. Анатолий Эйтенейер,
Эти люди отделяются от общего потока иконописцев. В авторской иконе отражается личное мастерство человека. У меня дома, допустим, находятся иконы Ирины Павловны Зарон. Мне близка её позиция о том, что икона не должна быть станочной. В ней должна быть и индивидуальность, и художественная ценность. Ведь икона – это дар Богу в каком-то плане. То есть иконописцы пытаются изобразить Бога или святых, нечто сакральное, в максимальной красоте. Как Бах создавал симфонии, как происходило строительство Софии Константинопольской. Это по сути отражение христианского принципа, что всё лучшее мы делаем для Бога. Это позволяло и позволяет на протяжении очень долгого времени двигать общечеловеческую культуру вперёд, когда ты стараешься не для себя, не даже для близких, а для Бога. И в этом весь смысл авторской иконы: авторы превращают икону в максиму между Священным, каноничным и культурным.
Леонид Валдаев
выпускник Сретенской духовной семинарии, специалист в области православного дизайна
Авторская икона меняет иконопись, и сейчас мы видим третью волну последователей этой риторики. Следующая веха и ещё один шаг в сторону от классической иконописи – иконографические изображения. Этим иконам мы вряд ли найдём место в Церкви, но в силу узнаваемости образов, они могут стать частью домашнего интерьера или культурного пространства, в том числе и вокруг церквей или храмов.

Андрей бодько

Всегда рядом, Андрей Бодько
Пророк Илья, Андрей Бодько
Всегда рядом, Андрей Бодько
Семейная икона, Андрей Бодько
Семейная икона, Андрей Бодько
Святитель Николай, Андрей Бодько

Ника Клёцки

Ника Клёцки
частная коллекция, автор Ника Клёцки
Явление святого, Ника Клёцки
частная коллекция, автор Ника Клёцки
Ковчег, Ника Клёцки
Образ святой, светлый, дарящий радость. , Ника Клёцки

Максим Дёмин

НИТИ by Maksim Demin
STREET FORMS Максим Демин
STREET FORMS Максим Демин
ГОЛГОФА by Maksim Demin
старый образ, Максим Демин
НИТИ by Maksim Demin
STREET FORMS Максим Демин

Правые сердцем

Образ Доброго Пастыря, Правые сердцем
Христос, Правые сердцем
Рождественский образ, Правые сердцем
Для дальнейшего обсуждения нам важно запомнить:

  • есть иконы, которые приемлемы для любого храма;
  • есть авторские иконы с высокой художественной ценностью, приемлемые для всех храмов, но смотреться будут в современных интерьерах или храмах с органичным дизайном;
  • есть иконографические изображения, пригодные для домашней молитвы, приемлемые для размещения на территории храма, но не внутри самого храма;
  • целью размещения иконы дома является молитва, поэтому она может быть размещена там, где можно полностью вовлечься в этот процесс.
  • Леонид Валдаев
    выпускник Сретенской духовной семинарии, специалист в области православного дизайна
Можно ли разместить икону у входа в дом или квартиру?
— Конечно можно. Изначально это храмовая традиция, которая плавно перетекла в дома верующих. Появилась даже молитва на выход из дома. Плохо это? Нет, не плохо. Хорошо? Да, вполне, если икона там помогает человеку обратиться к Богу, получить защиту, сосредоточить свой ум при выходе и так далее. Ничего в этом ужасного точно нет.

В храме на выходе христианин может увидеть изображение Страшного суда, чтобы верующий не забывал о смерти, помнил о последствиях злых дел. Дома мы не будем размещать изображение с таким сюжетом, но крест отлично может выполнить эту функцию.
интерьер - Belousov Studio
интерьер - Belousov Studio
Венчальная икона – можно ли разделить?
— Можно. Не существует правила, регламентирующего размещение таких икон рядом. Но зачем их разделять?
Можно ли разместить икону так, что к ней будут поворачиваться спиной?
— Можно. Когда мы, допустим, уходим из храма или же внутри храма священник выходит из алтаря, то икона оказывается за спиной. Здесь важно не местоположение, а суть. Главное – использовать Священное не как изображение или украшение, а как связь с Богом. Например, в гостиной у моих друзей висит икона примерно с таким же расположением, как на референсе. Но она просматривается с разных ракурсов и выполняет отведённую ей роль: на эту икону молятся перед едой, после трапезы, могут взаимодействовать вместе из общего пространства.
интерьер - Belousov Studio
интерьер - Belousov Studio
Можно ли ставить на технику?
— Да, в том случае, если это нужно Вам. Если нет другого места, то ничего такого в размещении икон на технике нет. Не ставьте иконы там, где существует опасность, что они испортятся – это принцип важный.
Можно ли ставить с литературой, предметами нерелигиозного, развлекательного характера.
— Ну почему же нельзя? Можно ставить. Тут вопрос восприятия. Поменяйте наименование иконы на, допустим, фотографию любимой бабушки, которая умерла, или близкого друга. Если вы можете в какое-то место или в соседство с какими-то вещами поставить, то вы и икону там же поставите. Это совсем уж упрощённое сравнение, но оно помогает иногда вразумиться. Не ставьте, главное, рядом с чем-то пошлым, аморальным.
Во многих источниках пишут, что иконы важно располагать на специальной полочке, комоде, тумбе, а для украшения иконостаса допускаются только белые салфетки, вышитые полотенца.
— Это неверно и не совсем русская традиция. Больше украинская, оставшаяся во многих деревнях и ставшая религиозным символом. Тут важно понимать, что чем благоговейнее мы относимся к иконе, тем более красивое место мы хотим создать для неё, а салфетка, отдельная полочка или что-то ещё, это остаётся уже на усмотрение хозяина дома.
Квартира Александры Вертинской, комната старшей дочери
Главная спальня, икона справа от изголовья кровати
Красный угол должен быть направлен на восток.
— Красный угол в каком-то плане напоминает иконостас: христианин выбирал самое светлое место (обычно это действительно восток) в общей комнате, чтобы люди, совершая рутинные действия, могли молиться. В современных квартирах можно расположить также – в месте общего пользования, чтобы все домочадцы могли обратиться к образу. У меня в гостиной так устроено. По сути тут все просто: отдайте свой лучший угол для Бога и Господь не останется в должниках.
Последовательность размещения икон и их сочетаемость. Например: «выше всего следует разместить образа Святой Троицы, Христа и Пресвятой Богородицы, под ними могут быть размещены иконы апостолов, затем уже необходимо помещать образа святых. Образ Спасителя стоит разместить справа от молящегося, а икону Богородицы – слева».
— Расположение икон в доме – это не догма и не канон. Есть только желание, традиция, и бережное отношение к иконе.

Так как изначально красный угол – это калька с образа иконостаса, алтаря, то в большинстве случаев мы видим такое расположение. Если у Вас цель повторить иконостас, то, конечно, Вы можете включиться и разобраться. Но в обычной жизни к этому можно подойти без фанатизма и руководствоваться принципом, что Христа и Богородицу должно быть видно лучше всего. Спаситель справа от молящегося, Богородица слева – это тоже калька иконостаса, но с контекстом: расположение и дома, и в храме одно, это привычно. Но в конечном итоге это просто привычка, а не догма.
Интерьер, созданный Кириллом Истоминым
Интерьер, созданный Кириллом Истоминым
Есть иконы, имеющие значение для определённой части жизни человека, например, иконы, приобретённые для детей. Но как быть с игрушками, развлечениями, ведь они — неотъемлемая часть этой комнаты?
— Игрушки – это необходимая часть воспитания ребёнка. И оно не имеет никакого отношения к иконе. В детской можно расположить икону святого, в честь которого назван ребёнок. Важна не близость к развлечениям и игрушкам, а иногда банально высота расположения иконы, чтобы малыш, пока еще маленький и не понимающий сути, не сломал икону или не нарисовал на ней.

Касаемо других случаев, можно пользоваться правилом: чего ты не можешь сделать при иконе, и без иконы не делай.
интерьер - Belousov Studio
интерьер - Belousov Studio
Можно ли размещать икону в машине?
— Есть церковный принцип, что если икона может подвергнуться какому-то разрушению, то лучше её не вешать в том месте. Но запретить-то никто не может. И если у человека искреннее желание, то, пожалуйста. Для этого я разрабатывал эпоксидный стикерпак с христианскими изображениями. Священное, но не напрямую. Я за такое, наверное, больше. Всё-таки использовать иконы везде и всюду, потому что «так надо»? Ну, нет. Если человек хочет, то, пожалуйста, если это его личное желание.
 Равны ли цена и ценность, когда мы говорим об иконах?
— Научно-технический прогресс облегчил изготовление икон, а история разрушила множество храмов – это две предпосылки, которые породили целую индустрию по изготовлению икон самого разного качества. Моя позиция – лучше иметь меньше икон, но с более высокой религиозной и художественной ценностью. Ценная икона, как и ранее, может передаваться из поколения в поколение, а то и быть подарена музею. Если икона подарена дорогим Вам человеком или передается внутри семьи, то ценность ее в другом, и нет смысла измерять её ценой.
Интерьеры, которые стали причиной текста, созданы Максимом Белоусовым. Вот что он рассказал нам:
Я являюсь воцерковленным православным христианином, и всё моё творчество с того времени, как я воцерковился, переориентировалось на то, чтобы хвалить Бога в том, в чём я умею. А умею я очень хорошо делать интерьеры. С моим воцерковлением, попытками и поисками о том, как хвалить Бога, я обрёл ряд клиентов, постоянных заказчиков в премиум-сегменте, которые также в одном духе со мной, воцерковлены, с которыми я обсуждаю не только интерьеры и жизнь, но и обсуждаю вопросы духовные. Мы вместе молимся, посещаем Божественные Литургии, разговариваем о Боге и интегрируем Его в их жизни в том виде, в котором они позволяют и дозволяют.

Антикварные иконы в основном являются собственностью заказчиков. Есть вещи, скрытые от глаз, которые являются символом Божьим и напоминанием о Боге в интерьере для каждого входящего, для собственников этого интерьера, они часто остаются неопубликованными.

Если требуется икона по заказу, то я обращаюсь к монаху, чьей молитве доверяю и знаю, как и в каком состоянии он пишет образы святых. Из современных авторов мы много работаем с Максимом Дёминым.
Максим Белоусов, основатель Belousov Studio
/примеры интерьеров вы видите в статье/
Работа «композиция с образом Богородицы» Максима Дёмина стала частью проекта современного интерьера, выполненного командой студии «Belousov studio» в рамках XXIX международной выставки-форума архитектуры и дизайна АРХ Москва.

Проекты, Художники и иконописцы,

на которые Вы можете обратить свое внимание, если находитесь в поиске
Вера Керинская
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"