грибы: еда, культура или мистика?

идём в текст за грибами

Формируем грибницу: термины, понятия, вводные абзацы
Грибы – странный предмет: вроде бы еда, а вроде как нет. Точнее, и да, и нет.

Для большинства людей это любимая или нет, но все-таки еда. Их собирают или покупают, солят, жарят, варят. Но скажите-ка, пожалуйста, откуда у еды так много тайн? Если кто-то скажет «царство хлеба» это будет скорее переосмысленное, а для грибов быть царством – обыденность.

Мы решили разобраться в грибной повестке. Приглашаем вас погрузиться в мир грибов, где реальность переплетается с мифом, биология – с шаманами, а книга рецептов – с культом. Узнаем, какие виды грибов существуют, как они влияют на нашу жизнь и культуру. И, конечно же, мы не обойдём стороной мифологию, связанную с этими ребятами. Осознанно опустим мировой контекст: и производство, и собирательство, и племена майя упомянём лишь вскользь.
«Сбор грибов в лесу» Сергей Виноградов

ГРИБНОЙ ПРОМЫСЕЛ

Возможно, статью стоило бы начать с той самой жизни грибов, что далека от корзинок и безумствующих городских жителей, которые поутру бросают машины на обочинах и опушках. Но в обычной жизни среднестатистического человека в России грибы – это грузди на застолье, белый гриб с картошкой и опята в банке. Ну и так называемая «тихая охота».
«Тихая охота» – так называется, вслед за классической охотой на дичь и рыболовством, поход за грибами. Грибы здесь наделяются особенными чертами, они выступают не просто объектами для сбора, а настоящими героями. Поговорки, приметы, мифы и легенды – всё переплетается в погожий летний день, становясь на время частью жизни самых разных людей. И так происходит в течение многих веков.
О популярности грибного промысла говорит, в том числе, и разнообразие названий. Для одного гриба в разных губерниях могло быть и десять народных имён, которые по сей день сохраняют актуальность. Например, подберёзовик в разных местах именуют обабком, целышем, чёрным грибом, казаком. Всего насчитывается более десяти названий.
«Грибники» Иван Шишкин
это интересно!
Помимо Костромской губернии, в грибном промысле были замечены Рязанская губерния и Каргополь, Вологодская и Вятская области. Из последних преимущественно везли рыжики. Самые ценные – менее четырех миллиметров в диаметре или «бисерные»: «крепки и хрупки на зубах». Были даже специальные устройства, которые позволяли большие рыжики уменьшать до нужного размера.

история грибного рынка

Костромская, Рязанская губернии, Каргополь, Вологодская и Вятская области – по большей части именно эти местности были основными поставщиками грибов внутри России и даже за её пределы. Одно из первых промышленных предприятий, выпускавших грибные консервы, появилось в Торжке только в конце XIX века.

Первым «культурным» грибом в промышленном смысле стал шампиньон, и выращивать его тоннами начнут примерно в это же время. Известны целые династии грибоводов из Москвы, Новгорода, Твери и других крупных городов, использовавшие для выращивания своей продукции специализированные теплицы.

Самая известная такая теплица разработана Ефимом Грачёвым. Он составил первое в России руководство «О разведении шампиньонов» и разработал агротехнику, которой пользовались в течение полутора столетий. Да и сейчас, впрочем, в отдельных регионах применяют. По некоторым сведениям, именно эти грибы Достоевский дарил своей жене: для продажи грибы раскладывались в плетеные корзиночки по шесть штук в каждую.
«Базар открывался утром в первый великопостный день. <…>
– А вот, лесная наша говядинка, грыб пошёл!
Пахнет солёным, крепким. <…>
– Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винегретные… Похлёбный грыб сборный, ест протопоп соборный! Рыжики соленые, смоленые, монастырские, закусочные... Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопасинские отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиною головку, на зуб неловко, мельче мелких!...»

И. С. Шмелёв «Лето Господне»
Грибной рынок в Москве, 1908 г.
Сегодня в России множество больших и маленьких грибных производств, а также есть условно дикие фермы на землях лесного фонда в Томской области, Удмуртии, Приморском крае, Смоленской области и Северной Осетии.

Наличие возможности купить грибы в любое время в любом магазине не отменяет стремления людей взять нож и пойти в лес по грибы, как и много веков назад. Проблемы здесь возникают те же, что и когда-то у крестьян: вырубка лесов, постоянно растущее влияние человека на окружающую среду, кощунственное отношение к природе. Ещё и незнание основ щадящего сбора грибов приводит к тому, что мицелию приходится долго восстанавливаться. В том числе и поэтому говорят о грибных годах/месяцах: вместе с трендом на сбор в некоторых локациях на время грибы могут вовсе пропасть.

Расхожее мнение о том, что сразу за грибным дождём следует появление грибов, несколько ошибочно. На развитие полноценной ножки и шляпки требуется как минимум две недели и благоприятные условия: резкая смена температуры и влажности, а затем стабильная температура.

Микориза: особенные грибницы

Они образуют симбиотические связи с корнями растений и помогают им поглощать питательные вещества из почвы, а растения передают грибам углерод. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, говорит о том, что ежегодно грибы всего мира получают около 4 гигатонн углерода, что сопоставимо с совокупными годовыми выбросами США и Китая.

Принципы бережного отношения к природе, в равной степени, как и бережное садоводство, способны возрождать некогда лишенные «живой» не очеловеченной жизни. Наталья Лавруша – обладатель как раз такого сада, где злаковые культуры и самодельные пруды прекрасно уживаются с грибами, лягушками и даже садовыми вредителями. Грибы здесь являются полноправными участниками всех процессов и выполняют свои природные «задачи».
«У себя в саду я наблюдаю, как природа возвращается на когда-то вычищенный стерильный участок. Там, где накапливается хвойный опад, где земля укрыта измельчённой корой, стоит разворошить этот слой и видишь белую тонкую «паутинку» – микоризу, от которой пахнет лесом. Грибы, пусть и невидимые глазу, не белые, не подберёзовики, не сморчки, окружают нас в виде микоризы, она повсюду – в компосте, перегное листвы, под деревьями и цветами. Стоит лишь перестать всё контролировать и вычищать, причинять добро и пользу в нашем стандартном понимании, как природные процессы запускаются вновь, и начинается тихая магия. Всё, что оказывается на земле, начинает перегнивать, уходя в землю, питая микроорганизмы, обогащая, насыщая. Как чудо, появляется микориза, плодясь и расползаясь под землей на корнях растений, на её поверхности».

наталья лавруша
владелица прекрасного сада, блогер

когда и какие собирать грибы?

Апрель
сморчки и строчки

Май
подберёзовики, маслята, сыроежки
Июнь-октябрь
белые грибы, подосиновики, лисички, рыжики, грузди, опята
Ноябрь-декабрь
вешенки и трюфели

Грибной фольклор

Наделяя определённые растения признаками сознания, мы погружаемся в совсем другой мир: мир, где грибы – не еда и промысел, а… много чего. Действительно много чего.
«В последний день весны Мара и Гуч приволокли шесть мешков с грибами. Другие семьи собрали столько же или больше. Аул не спал всю ночь, под полной луной все чистили грибы, радуясь обретенному богатству. Обрезки отскакивали от упругих ножек, а Мара и Гуч пели тихонько, чтобы дочь не проснулась. Наутро во двор вышел свёкр Натук с маленькой Бэлой на руках и сказал:
— Такой урожай бывает только на погибель.
Не поняла тогда Мара его слов».

Даша Благова, «Их земля»
В системе славянской народной культуры грибы упоминаются в мифах, сказках, приметах, пословицах, поговорках, загадках. Различные авторы, осмысляя разнообразное «грибное» наследие в культуре и литературе, в качестве причин столь обширного включения в фольклорную традицию считают:

  • необычный облик (часто визуальное сходство с частями тела человека или животных);
  • жизнь и рост;
  • ритуальное применение грибов;
  • значение грибов в хозяйственной деятельности (пищевое, лекарственное и прочее), связанное с попытками объяснить наличие или отсутствие их урожая.
это интересно!
В фольклоре часто упоминается, что грибы растут по кругу. Странно ли это выглядит? О, да! Особенно, если вы живете во времена гонений на ведьм, например.

Такие круги ещё и назвали «ведьмины кольца». На самом деле, тайна кроется в грибнице: будучи многолетней, она именно так развивается у некоторых шляпочных грибов. Ведьмины кольца вы легко встретите на лугу, поляне, в лесу и степи. В сказках, мифах, легендах по всему миру говорится, что кольца возникают на месте шабаша ведьм, хороводов эльфов и лесных духов, танцев фей, проделок гномов и так далее. Внутри круга можно было оказаться и в маслобойке, и проклятым большой жабой. Зловещий вид дополнялся тем, что грибница как бы отрезает внутренние растения от внешнего мира, поэтому трава внутри колец часто жухлая, не такая зелёная или высокая, по заверениям живших много веков назад – вытоптанная.
А. Рэкхэм. «Хоровод фей». Конец XIX в. / Волшебные персонажи спектакля по пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» на сцене Театра Принцессы (Мельбурн, Австралия). 1856 / Иллюстрация без обнаруженного автора.
Во многом неоднозначное отношение к грибам связано с их положением в иерархии: пограничье между растениями и животными. Грибы могут занимать как сторону добра, так и зла. Будучи живыми существами, часто сочетаются в народном сознании с различными формами нечистой силы, состоят в родстве с демоническими персонажами (леприконами, ведьмами, чёртом и т. д.), хтоническими животными, иногда обладают способностью к оборотничеству и силой, способной влиять на всё вокруг, в том числе на людей. Иногда в сказках грибы выступают в качестве волшебных проводников, спасают героя.
«Война грибов» («Как грибы воевали»)
Народная сказка, известна в обработке В.И. Даля, А.Н. Толстого и других писателей. Единственная русская сказка, в которой грибы являются главными героями, которые под руководством «боровика, над грибами полковника» воюют с царем Горохом (в другом варианте – с «кичливой ягодой»).

Все грибы под разными предлогами уклоняются от участия в войне (белянки – как «столбовые дворянки», рыжики – как «богаты мужики», опёнки – потому что «ноги тонки», а сморчки – как «старички». Только грузди, «ребятушки дружны», откликаются на призыв).

Георгий Иванович Нарбут (1886 - 1920) – художник-график и иллюстратор. Член художественного объединения «Мир искусства».
«Война грибов» («Как грибы воевали»)
Народная сказка, известна в обработке В.И. Даля, А.Н. Толстого и других писателей. Единственная русская сказка, в которой грибы являются главными героями, которые под руководством «боровика, над грибами полковника» воюют с царем Горохом (в другом варианте – с «кичливой ягодой»).

Все грибы под разными предлогами уклоняются от участия в войне (белянки – как «столбовые дворянки», рыжики – как «богаты мужики», опёнки – потому что «ноги тонки», а сморчки – как «старички». Только грузди, «ребятушки дружны», откликаются на призыв).

Георгий Иванович Нарбут (1886 - 1920) – художник-график и иллюстратор. Член художественного объединения «Мир искусства».
В фольклорной традиции грибы оказались тесно связаны со сферой сексуальной жизни человека. В делении грибов на «мужские» и «женские» противопоставляется форма – выпуклая (шляпка в виде колпачка, пупырь, сморчок) и вогнутая (шляпка в виде воронки). Есть, например, примета: «Если озимь не везде взойдет, а останется на полосах много пустых мест, то год этот будет губный». Слово «губный» означает «женские» грибы: рыжики, грузди, волнушки.

Такой контекст проникает и в приметы: в Польше и на территории Полесья считается, что увидеть во сне гриб для девушки означает появление жениха; для женщины – к беременности; для беременной – предвестие рождение сына.

Среди русских подблюдных песен, исполнявшихся девушками во время святочных гаданий, предстоящее замужество предвещал, например, такой текст:

«Скачет груздочек по ельничку,
Ищет груздочек беляночки,
Не груздочек скачет, но боярский сын,
Не беляночки ищет, но дворяночки».
Фольклорист-славянист, доктор филологических наук Ольга Владиславовна Белова пишет:

«Небезынтересно отметить, что грибы символически присутствуют и в обрядах, связанных с молодожёнами. В разных губерниях России был распространен обычай катать на масленицу молодых с ледяных гор, причем неженатая молодёжь всячески задерживала сани и требовала, чтобы жена прилюдно целовала мужа двадцать пять раз подряд, а если она этого сразу не сделает, то еще столько же. Это называлось «солить рыжики на пост или грибы ломать».

Таким образом молодые супруги должны были продемонстрировать окружающим свою взаимную любовь и согласие».
Многочисленные поверья, приметы, запреты, связанные с грибами, и разветвлённый ритуал собирания создают образ гриба как элемента культурного кода. Так что на всякий случай:
С таким счастьем только по грибы, да и те разбегутся.
Бобы – не грибы: не посеяв, не взойдут.
В карете цугом по грибы не ездят.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
Парень сластоежка – что ни день, то сыроежка.
Не мешай грибам цвести.
Сморщился, как гриб/Сморчок сморчком.
Этот горох – не лучше грибов.
Отправляясь в лес за грибами, каждый должен соблюдать несколько правил:
  • не осенять себя крестом;
  • не молиться;
  • первые три гриба «отдать лесу».
Также грибной фольклор может объясняться логикой (вау!). Например, поговорка, возраст которой 300 лет, о рязанских грибах: «у нас в Рязани грибы с глазами – их берут, они бегут, их едят, а они глядят». Одно из объяснений – тот факт, что Рязанское княжество находилось на границе со степью и кочевниками. Местные жители в лес на границе не ходили, а сбитые грибы становились сигналом, что рядом прошли чужаки. Так и получались «грибы с глазами».

В равной степени, как и все прочие приметы или мифы, грибные также объясняются и подтверждаются законами природы. Например, народная примета говорит о том, что если в лесу много мухоморов, то и белых будет в избытке. Объяснить это можно банальными условиями роста: для этих двух видов они почти одинаковы. Нужно только помнить, что мухоморы – на виду.
В подтверждение истории о грибнице и о микоризе из первой главы, вспомним ещё одну примету: «Выдранный с землею гриб навеки погиб». Как Вы понимаете, это тоже, по сути, не примета, а незыблемое правило: грибницу нужно беречь. Опытные грибники советуют пластинчатые грибы (например, сыроежки) срезать ножом, а трубчатые (белые, подберезовики, подосиновики) как бы выкручивать из земли. Место, откуда сорван гриб, надо присыпать землёй.

Некоторыми приметами пользуются при определении ядовитости грибов (и зря): запахи, серебряные украшения, почернение и червивость – не показатели съедобности.

Закончим с приметами известной шуткой: «Все грибы съедобные, просто некоторые один раз».
И.Я. Билибин. Фрагмент иллюстрации. 1909.

Грибы и искусство

Двойственное положение в культурном контексте порождает полярное искусство: простота и сложность, страх и знания, удивление и восхищение, промысел и обряды. Отдельное неизведанное царство, облачённое в легенды и мифы, по-разному вдохновляло писателей, художников и музыкантов. Читая примеры, вы также будете путешествовать по волнообразному пути.
«В разных культурах – разное отношение к репрезентации и самим грибам. Двойственность грибов, в первую очередь, связана с тем, что долгое время люди не могли понять их происхождение, а также решить, относятся они к животным или к растениям. При этом важно отметить, что скульптуры с изображением грибов создавались ещё в 500 году до нашей эры. На Востоке грибы – это символ бессмертия, полезный продукт, который становится неотъемлемой частью культуры. В Европе же, например, в эпоху Возрождения грибы в большом количестве считались плохой приметой, признаком ведьминского шабаша. В викторианской Англии стали считать, что под грибами любят проводить время лесные феи. Пугает в грибах и то, что они могут стать причиной трагического исхода: ядовитые грибы трудно отличить от обычных».

Дарья Мартынова
искусствовед
Грибы любимы детскими иллюстраторами: часто это домики для гномов, фей или эльфов, спасительные островки. Например, советский рисованный мультипликационный фильм «Грибок-теремок» по сказке Владимира Сутеева «Гриб».
Иллюстрация по сказке Владимира Сутеева «Под грибом». 1959.
В литературе XIX-XX веков про грибы как еду или в контексте сбора, заготовки писали многие авторы. Например, «Старосветские помещики» Гоголя:

«Вот это грибки с чебрецом! Это с гвоздиками и волошскими орехами! Солить их выучила меня туркеня, в то время, когда ещё турки были у нас в плену... Вот эти грибки с смородинным листом и мушкатным орехом!» (Пульхерия Ивановна Товстогубиха)

Или у Чехова в рассказе «Сирена»:

«Надо знать, чем закусывать… лучше, благодетель, рыжики солёные, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом…объедение!».

А вот столичной творческой интеллигенции из рассказа Саши Черного «Люди летом» повезло меньше, чем героям Чехова и Гоголя (и уж тем более Пришвина или Паустовского):
«Художник знал, что есть маринованные белые грибы и рыжики и что к водке они незаменимы…Учительнице посчастливилось первой: в плоской плетушке из-под пирожного с гордым лицом принесла она докторше две поганки. Кремовую, плиссированную снизу, на тоненькой ножке, и серую, липкую, маленькую, плотную, с круглой шапочкой…».
— Рассказ «Последние грибы» Михаила Пришвина, «Лад» Василия Белова или «Последний поклон» Виктора Астафьева – про деревенское собирательство, любовь к лесу, его запахам.
В романе Тургенева «Дым» упоминается сморчок в качестве метафоры:

«Ирина сидела на диване между князем Коко и г-жёю Х., известною некогда красавицей и всероссийской умницей, давным-давно превратившеюся в дрянной сморчок, от которого отдавало постным маслом и выдохшимся ядом».

В меру шуточное стихотворение Леонида Мезинова «По грибы»:

Шёл грибник издалека.
А в корзине – ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка да листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенёк:
– Ты скажи, скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока,
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под ёлкой гриб...
– Я с грибами, – молвил лес, –
А ты с глазами или без?
В академической живописи, предполагающей реализм, картины художников – своеобразные репортажи о сборе грибов. Вот, например, на полотне Шишкина кто-то пробирается через лес, а там семейка мухоморов. Ещё примеры – сиротка передвижника Владимира Маковского с корзинкой или сбор грибов в лесу костромского художника начала XX века Сергея Виноградова.

Грибы – частые гости натюрмортов. Для примера картина кисти русско-советского художника Ильи Машкова, а справа – его сотоварища по «Бубновому валету» (творческому объединению раннего авангарда) Петра Кончаловского. Из классических – Иван Горохов или Пётр Истрин.
У Билибина грибы – участники сцен с тёмным сосновым лесом танцуют вокруг ступы, а на одной из работ они и вовсе в центре сюжета.
Связь с миром природы, символизм, особенная красота и разнообразие форм способствуют появлению грибов и в современном искусстве. Проекты могут быть наполнены научной риторикой или связаны с переосмыслением этого особого царства природы.

Так как мы не затрагиваем творчество мировых художников, предлагаем посмотреть работу студента Ильдара Искакова.
Проект «Грибная запутанность»
Совместный проект Центра Art & Science и подкаст-студии Толк, которая запустила научно-документальный подкаст «Споры грибов». В рамках проекта рассматривают устройство и коммуникацию грибов, насыщенную сложными разветвленными связями.

Проект «Грибная запутанность» исследует точки соприкосновения грибного и человеческого с позиции научно-технологического искусства. Опираясь в создании своих произведений на современные микологические исследования, художники помогают зрителю разобраться в сложных связях грибной жизни.
Проект «Грибной мозг»
Автор: Ирина Адамацки

Идея скульптуры опирается на давнюю концепцию использования электрических импульсов в живой природе.

В одном из экспериментов было показано, что грибные гифы производят регулярные импульсы, схожие с потенциалами действия. Так, когда дерево, служащее пищей для гриба, вступает в контакт с мицелием, интенсивность импульсов удваивается. То есть грибной мицелий реагирует на внешние стимулы подобно тому, как нейроны реагируют на раздражители. Мицелий, образуя сложные электрически возбудимые сети, может координировать свою деятельность и передавать сообщения об источниках пищи, повреждениях, состояниях гриба или присутствии других существ вокруг него. Эти выводы открывают удивительные перспективы для понимания мира грибов и его схожести с организацией нейронных сетей в живых организмах, что и отражается в скульптуре художницы.
Компания по производству напитков Crucible, где экспериментируют с напитками на микробном уровне, стала обладателем логотипа, который реально вырастили: то, что вы видите, – это настоящие грибы.

Идея пришла в голову основателю дизайн-студии Крису Колликоту. В студии взяли несколько чашек Петри и пробок, вырезанных в форме буквы «С» и пропитанных разными субстратами: комбучей, паразитическим грибом Hericium erinaceus, а также бытовыми отходами и почвенными растворами. Пару недель фиксировали рост бактерий в ожидании идеального варианта для Crucible.
В фильмах грибы в основном выступают в качестве враждебного человеку начала: фигурируют в фильмах ужасов или являются отрицательными героями в мультфильмах. Даже в микофильной (страны по отношению к грибам называют микофобными и микофильными) Японии в XX веке было снято несколько фильмов ужасов о грибах.
Одни из нас
2023, боевик / драма / приключения, Канада / США
Магическая медицина
2018, документальный, Великобритания
Солнцестояние
2019, детектив / драма / ужасы, США / Швеция
Как грибы с горохом воевали
1977, ироничный мультфильм по народной сказке
В современной литературе, стремящейся к переосмыслению опыта, грибы могут стать частью книг о диалоге природы и человека. Например, история «О грибах и скорби», изданная Ad Marginem.

Антрополог Лонг Литт Вун, уроженка Малайзии, живущая и работающая в Норвегии, соединила в этой книге рассказ о своем приобщении к миру грибов и проникновенную исповедь женщины, потерявшей мужа и вынужденной учиться жить в одиночестве.

Книга, в которой органично соседствуют описания лесных прогулок, рецепты блюд из грибов и глубокие размышления о жизни современного человека, ищущего свое место между цивилизацией и природой.
«Несколько лет назад после неудачной тихой охоты на грибы, когда мы собрали и приготовили ложные, ядовитые грибы, они перешли в категорию «это не еда». Я стала их бояться, хотя с детства обожала ходить в лес за грибами. После того случая я поняла, что не очень-то хорошо разбираюсь в грибах. И не смотря на всю мою нелюбовь к ним в последние годы, название книги меня зацепило. Грибная часть оказалась для меня познавательной и увлекательной.

И появилось желание отправиться в лес, чтобы познакомиться заново с грибным царством. И лично мне сильно откликнулось читать про то, как человек проживал свое горе и как справился, открыв для себя достаточно загадочный мир грибов и лесов».

наталья лавруша
владелица прекрасного сада, блогер
Ещё одна работа связана с осмыслением эпохи капитализма в контексте развития потребления гриба мацутакэ. Вот что говорит о книге «Гриб на краю света. О возможности жизни на руинах капитализма» (Анна Лёвенхаупт Цзин) переводчица Шаши Мартынова:
«Книга-исследование, объединившая под одной обложкой социологию, биологию, популяционную генетику, этнографию, экономику и историю. И всё это завихряется вокруг не самого приметного с виду, но страшно дорогого (в Японии) гриба – мацутакэ. В среде русскоязычных грибников он называется рядовкой.

Интересен этот текст может оказаться неожиданно широкому кругу читателей. Во-первых, людям, романтически влюбленным в леса и деревья. Про леса в книге есть много чего такого, что людям без специального образования вряд ли придёт в голову искать и узнавать. Здесь изящно сплетаются поэзия, история и биология деревьев. Цель текста в первую очередь научно-популярная и просветительская. Однако Цзин удалось сделать так, что гуманитарная прядь в этом плетении – не падчерица и не служанка, а партнёр естественно-научной пряди. Я, к примеру, деревья люблю почти физически, и эта мелодия в «Грибе» доставила мне отдельное удовольствие. География у этого исследования обширная: Орегон (США), Китай, Япония, Финляндия и Юго-Восточная Азия». [читать полностью]
Татьяна Яковлева
переводчик, издатель, создатель сети магазинов «Додо»
«Книга-исследование, объединившая под одной обложкой социологию, биологию, популяционную генетику, этнографию, экономику и историю. И всё это завихряется вокруг не самого приметного с виду, но страшно дорогого (в Японии) гриба – мацутакэ. В среде русскоязычных грибников он называется рядовкой.

Интересен этот текст может оказаться неожиданно широкому кругу читателей. Во-первых, людям, романтически влюбленным в леса и деревья. Про леса в книге есть много чего такого, что людям без специального образования вряд ли придёт в голову искать и узнавать. Здесь изящно сплетаются поэзия, история и биология деревьев. Цель текста в первую очередь научно-популярная и просветительская. Однако Цзин удалось сделать так, что гуманитарная прядь в этом плетении – не падчерица и не служанка, а партнёр естественно-научной пряди. Я, к примеру, деревья люблю почти физически, и эта мелодия в «Грибе» доставила мне отдельное удовольствие. География у этого исследования обширная: Орегон (США), Китай, Япония, Финляндия и Юго-Восточная Азия».
читать полностью
Шаши Мартынова
переводчик, издатель, создатель сети магазинов «Додо»

Галлюцинации и мухаморы

Текст будет неполным, если не сказать о галлюциногенных свойствах грибов. Мы как будто намеренно старались обойти эту тему, начитавшись сказок коряков о том, как люди проживают такой опыт. Впрочем, никого не осуждаем: употребление конкретно мухоморов не запрещено законодательно. Но будьте аккуратны и со всей ответственностью взвесьте все «за» и «против». Чтобы определиться – отличная статья про мухаморы здесь.

вместо эпилога

Выше мы говорили о книге Лонг Литт Вун. Издание Ad Marginem опубликовало список правил и рекомендаций от автора книги, которым должен следовать каждый грибник. «На самом деле есть всего одно правило, которому должен неукоснительно следовать каждый»:
Если Вы не уверены на все сто, что гриб съедобен, не ешьте его.
Другие правила к исполнению не обязательны, это просто мои (речь идёт о правилах Лонг Литт Вун, автора книги – прим. ред.) рекомендации:
Относитесь к определению вида серьезно. Когда Вы новичок, горящий желанием найти в лесу что-нибудь съедобное, всегда велика опасность выдать желаемое за действительное и принять найденный гриб за образец, описанный в справочнике. Если с Вами в лесу есть опытные грибники, расспросите их о ключевых особенностях найденного гриба. Иногда специалисты имеют свои секреты определения грибов, которых не найти в учебниках.
Будьте наготове. У меня всегда найдётся чем срезать и во что сложить грибы. С мая по декабрь я не выхожу из дома без грибного ножика. Нет ничего хуже, чем найти грибы, но не иметь возможности их собрать. Некоторые грибники предпочитают обходиться минимальным набором вспомогательных средств, другие, наоборот, вооружаются GPS-навигаторами, обычными или даже ювелирными лупами с подсветкой, чтобы рассмотреть всё подробно в увеличенном виде. Выберите то, что подходит именно Вам, и держите под рукой.
Не складывайте незнакомые виды вместе со знакомыми. Обидно будет выкинуть всю добычу, если среди хороших съедобных грибов на посту контроля обнаружат хотя бы один смертельно ядовитый.

что там по грибам у проектов?

Выпуск с микологом Михаилом Вишневским. Говорят о существовании коллективного сознания у грибов, способностях кордицепса контролировать другие организмы и так далее.
Подкаст «Калькулятор» про деньги и финансы о том, как ходить по лесу, ловить дзен и зарабатывать на продаже грибов: какие грибы коммерчески выгодны, где найти самые грибные места и первых клиентов, а также о том, почему ягодный бизнес проигрывает грибному.
В каждом выпуске исследуют новую загадку грибного царства вместе с приглашёнными экспертами: микологами, грибными шаманами и учёными.
Проведите вечер «на грибах», доверившись команде поваров в лице бренд-шефа WRF Владимира Мухина и шефа «Mushrooms» Андрея Шамова.
Ресторан, вдохновлённый темой леса, на Тверском бульваре. Неудивительно, что именно сюда можно прийти за грибами, а ещё – травами и цветами.
Какая сибирская кухня без грибов? «Никакая», – подумали Северяне и добавили много грибных блюд. Помимо основного меню, есть ещё интересные сезонные блюда.
Энциклопедия от Махаона с интересными фактами без дополненных смыслов. Да и зачем они, спрашивается, шестилеткам?
Михаил Вишневский, Катерина Зараева
Agami Ceramics
Unification love
Из коллекции «Мой Урал»
AfterHours Workshop
Декоративное украшение для домашних растений.
sbleskom
Freedomtag
Beautiful criminals
К этому шёлковому платку вы получите дополненную реальность (подробности у бренда).

Литература

Афанасьев А. Н. «Народные русские сказки». М., 1957. Т. 1.
Топоров В. Н. «Семантика мифологических представлений о грибах» // Balkanica. М., 1979. С. 234–297
Смирнов В. «Народные гадания Костромского края» (очерк и тексты) // Четвертый этнографический сборник. Кострома, 1927. С. 17–91 (Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Т. 41)
С. В. Максимов Из книги «Лесная глушь»
А. Бахтин, Н. Бабич, Н. Соколов, В. Тюрин ГРИБНАЯ НИВА СЕВЕРНОЙ ТАЙГИ
«Грибная аптека Михаила Вишневского»
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
ВОЗМОЖНО, ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ:

Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"