Ароматы. Парфюмерный шлейф России: века, вплетённые в флакон
Тонкое дыхание жасмина, пергаментная сладость фиалки, вуаль пудры и сирени: ароматы – как архив памяти. Их не показывают, но вдыхают, запоминают, забывают, а потом вдруг вспоминают – на лестнице, в вагоне метро, в шкафу с бабушкиным пальто.
История русской парфюмерии – не линейный ряд флаконов, а архитектура времени, культурный код, закрученный вокруг стеклянной горловины изящного флакона. Духи в России не просто пахли – они говорили. Иногда в унисон с эпохой, иногда – вопреки. Из аптекарских лавок, где лаванду настаивали как лекарство, – через стеклянные фонтаны Брокара, большие зеркала и шикарные витрины Сиу – до соцреализма на этикетках и пудры как воспоминания. И, как в любом хорошем флаконе, здесь важна не только эссенция, но и форма, история, контекст.
XVIII-XIX век.
Время аптекарей, ароматов и аллегорий, а также императорский двор и первые мануфактуры
Первая капля духов в России упала не на запястье, а в медицинскую склянку. В аптеках продавали фиалковую воду и мятные настойки – от болезней и запахов одновременно. Мужчины и женщины пользовались одним и тем же ароматом: наносили его на парики, на перчатки, на платки.
Потом в страну вошёл парфюм из Франции – буквально в одной повозке с париками, пудрой и модной одеждой. В 1842 году произошёл серьёзный сдвиг: в Москву приехал француз Альфонс Ралле. Он начал с производства свечей, но уже через десять лет его фирма «А. Ралле и Ко» выпускала духи, мыло, пудру и одеколон. В 1855 году компания получила титул Поставщика Двора Его Императорского Величества. А ещё – купила хрустальную фабрику и начала выпускать фирменные флаконы, в том числе флаконы-птицы, флаконы в виде ваз, миниатюры с птицами, украшенные сусальным золотом.
“
«Вновь весна несёт подарки
Пробудившейся земле.
Небеса чисты и ярки,
Как прилавки у Ралле».
Позже, на том же заводе, работал Эрнест Бо – тот самый, что создаст Chanel № 5. Он создал знаменитые духи «Царский вереск» и «Фея роз», работая у Ралле.
Годом ранее Бо уже прославился ароматом Le Bouquet de Napoléon, созданным к юбилею Бородинской битвы. В том же 1912-м в Париже представили Quelques Fleurs, ставший сенсацией благодаря синтетическому компоненту с «современным» звучанием. Бо внимательно следил за новинками и экспериментировал с альдегидами – что позже приведёт его к созданию аромата, ставшего легендой.
Брокар: мыло, духи и немного авантюризма
Генрих Брокар – француз, оказавшийся в Москве по делу, а оставшийся по любви: к химии, к Шарлотте Равэ, к русским просторам. В 1864 году открыл в Тёплом переулке фабрику, где вдвоём с учеником варил «Детское мыло» – с буквами алфавита на каждом кусочке. Идею ему подсказала уже ставшая женой Шарлотта: дела шли не очень, но это изменило продукт Брокара.
Интересный факт:
Любви Брокара к Шарлотте Равэ и к жизни посвящена миниатюра Валентина Пикуля «Душистая симфония жизни».
Он быстро понял: если хочешь остаться – делай красиво и для всех. Появились «Народное мыло» по копейке, «Шаромъ» – круглое, как игрушка, и «Огурец», отличить который от настоящего было сложно. Но Брокар мечтал о духах. Он изобрёл способ делать их концентрированными, продал его во Франции и на вырученные деньги построил новую фабрику. Потом – ещё одну.
Запустил фонтаны из одеколона на выставках, выпустил «Персидскую сирень» и дешёвые парфюмерные наборы, за которыми выстраивались очереди с давкой. Маркетинг был особый: флаконы с духами «Любэн», разлитыми под маркой «Брокар», схемы вышивки в коробках с мылом и, конечно, реклама – яркая, дерзкая, узнаваемая.
В 1889 году Брокар воссоздал одеколон наполеоновской армии и назвал его «Тройной» – вы же помните его?
Он коллекционировал фарфор, бронзу, фламандскую живопись и щедро делился доходами на благотворительных выставках.
После смерти Генриха Брокара дело продолжили его жена, сыновья и дочь. В 1913 году «Товарищество Брокар и Ко» стало поставщиком Двора Его Императорского Величества, а к празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы».
По одной из версий, в записках Марии Фёдоровны – матери последнего императора – есть пометки о духах от «Брокар и Ко» и имя парфюмера – Август Мишель. Аромат ей так понравился, что прежнюю «Розу крем» от Коти она отставила без сожалений. Так появился «Любимый букет императрицы» – в хрустальном флаконе, но с портретом Екатерины II. Изначально предполагалось, что именно Мария Фёдоровна будет олицетворять аромат, но она не отказалась – как и в истории со сторублёвой купюрой. Парфюм был торжественным – с алой шёлковой коробкой и сотней цветочных нот. Но главное – альдегиды. Новинка химии, дарившая аромату абстрактность и шлейф.
К революции 1917 года производство работало уже более 50 лет. После национализации фабрика получила новое название – «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5» и носила его до 1922 года, пока её не переименовали в фабрику «Новая заря». Духи Императрицы получили новое название – «Красная Москва», под которым они выпускаются и сейчас. И их даже можно купить.
Шоколад, духи и рококо
Адольф Сиу приехал в Москву в 1853-м и начал с малого – лавки на Тверской, четырёх человек в штате и больших амбиций.
Шоколад пошёл, и скоро у него была одна из крупнейших фабрик в городе. Та самая, что потом стала «Большевиком» и выпустила «Юбилейное» к 300-летию Романовых – и в реконструированном здании которой сейчас находится частный Музей импрессионизма.
Духами Сиу занялся позже – в 1861 году. Ароматы он делал не для всех и не ради прибыли – деньги приносили конфеты. Он был скорее художником: создавал лёгкие, прозрачные, почти холодные ароматы, в отличие от популярных тогда «сладостей».
Магазины Сиу современники воспринимали как театральные декорации: роскошные интерьеры с зеркалами, белыми шкафами и запахами, похожими на воздух перед грозой.
Одним из самых необычных ароматов был «Свежее сено» – запах скошенной травы и полевых цветов, подсохших на солнце. Француз по рождению, Адольф Сиу умел не просто делать духи – он придавал им характер. Названия – Inimitable, Floreal – звучали по-французски, выглядели утончённо. Его духи настолько отличались, что даже при схожих названиях их не путали, например, с «Цветочными» Брокара.
В 1913 году, к юбилею Романовых, Сиу выпускает одеколон в хрустале, конфеты «Сусанин», «Юбилейное» печенье – и становится поставщиком Императорского двора. Не за духи, а за печенье. Конечно, вы видели «Юбилейное» и, скорее всего, даже пробовали – но едва ли у него осталось что-то общее с исходным образцом, кроме названия. Фабрика заботилась о людях: серебряные часы за 15 лет работы, золотые – за 25. Был врач, режим, хорошая зарплата. Сиу продавал свои духи по всей стране и за границей, а через ярмарки – даже в Персию и Китай. В годы войны отправлял на фронт галеты, шоколад и гигиенические средства.
Потом – революция, национализация, отъезд. Создание духов было свёрнуто, но фабрика осталась. Так запахи, созданные Сиу, исчезли, а кондитерское же дело ещё некоторое время выживало. Сейчас это центр Москвы. Тогда – окраина. Фабрика строилась французом Оскаром Дидио, а через сто лет её корпуса бережно реконструировали британцы из John McAslan + Partners.
Один из наших любимых музеев – Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей – приготовили прекрасный материал о маркетинговых ходах Сиу. Прочитать можно здесь.
Остроумов. Лицо как научный проект
На перекрёстке фармации и красоты стоял Александр Остроумов – провизор, изобретатель, мечтатель. Его мыло от перхоти стало хитом, а крем «Метаморфоза» от веснушек – первым beauty-событием на всю страну. Он поставлялся аристократкам, артисткам и актрисам – можно сказать, это был первый SPF. Остроумов стал не просто бизнесменов в современном понимании – он был медиаперсоной.
В 1912 и 1914 годах в журнале «Наши артистки», выпускаемом Остроумовым, были опубликованы фотографии актрис и балерин с их отзывами о продукции. Снимки сделал известный московский фотограф Карл Андреевич Фишер. Духи Остроумова рекламировали Третьякова, певица Попелло-Давыдова, а также другие звёзды сцены. Александр Остроумов выпустил одеколон «Наполеон» и духи «Флоранж», рекламируя их так, как позже будут это делать Chanel – через образы, женщин, сцену.
Если Ралле и Брокар делали ставку на массовость и статус, то Александр Остроумов – на науку и поэзию. Именно он открыл в Москве в 1910-м первый в мире Институт врачебной косметики, где занимались профилактикой и лечением кожных болезней.
Здание той самой лаборатории А. М. Остроумова, ставшей впоследствии Институтом красоты.
“
«Цветы живут мгновение, а ваши духи – вечно»,
— писала актриса Анна Казмичева.
Духи Остроумова рекламировали Третьякова, певица Попелло-Давыдова, а также другие звёзды сцены.
Рекламные альбомы «Наши артистки о парфюмерии и косметике Товарищества Остроумова» – одно из гениальных маркетинговых изобретений. В этих альбомах звёзды театра рассказывали, как изделия Остроумова позволяют им достигать успеха в профессии: духи дарят вдохновение, косметика помогает перевоплощаться. Остроумов выпустил три таких альбома в 1912-1914 годах, и изображения из них распространялись в виде открыток. Издание «Наши артистки» продавало не столько идеи красоты и здоровья, но вдохновение, талант, успех, которые героини альбома будто бы черпали из флаконов и баночек Остроумова. Причём реклама была не лобовой, а нативной: актрисы будто писали коллегам или самому Остроумову – с любовью и благодарностью.
Читатель словно подслушивал разговор в гримёрке – и это работало! Так же, как сегодня блоги звёзд продают лучше дорогих роликов. Высказывания актрис воспроизводились факсимильным способом – с их рукописных оригиналов. Это напоминало не то любовные послания, не то открытки с пожеланиями, не то альбомные записи – тем более, что некоторые выражали свои чувства в стихах.
Автографы актрис и певиц повышали ценность издания: образец почерка едва ли не лучше, чем фотография, должен был выражать их творческую индивидуальность (в 1910-е годы как раз была популярна графология). Также это подчеркивало и интимный характер коммуникации. Например, артистка оперы Зимина Валерия Валерская доверительно сообщала: «Карандаш для губ “Сафо” имеет очень натуральный цвет, который не меняется при дневном свете, и это заставляет меня предпочитать его всем другим».
После национализации фабрика Остроумова стала называться «Рассвет», а крем «Метаморфоза» выпускался советскими фабриками до 1960-х годов.
1917−1950-е.
Национализация и ностальгия
Эта эпоха ознаменована, как и революция, – сменой прошлого. Двуглавых орлов заменили на девушек с серпами, птиц и вензеля – на социалистический дизайн. На этикетках – работницы и спортсменки. В ходу были фантазийные названия: «Чёрный ларец», «Лель», «Рябинушка». Это была смена не только флакона, но и смысла.
А вот ароматы остались почти те же. «Красная Москва» оставалась шипровой, сложной, обволакивающей. Несмотря на мнение, будто в советских духах была только идеология, – они стали более земными, понятными. Например, запах ёлки и мандаринов в духах «С Новым годом», выпускавшихся с конца 1950-х. Флакон – строгий, с рельефными полосками. Или «Серебряное копытце» (1958) – аромат из бажовских сказов: амбра, дубовый мох, душица. Всё – как в лесу. Флакон – минималистичный, квадратный, с винтовой крышкой.
А ещё были одеколоны «Саша» и «Наташа» – народные, как автомат с газировкой. Это действительно знаковые ароматы позднего СССР. Их продавали в киосках, дарили на 23 февраля и 8 марта. Образы на упаковках были взяты из «фотобанка»:
«Дизайн выбирали в “Главпарфюмере” – было такое управление. Имена этих моделей – парня и девушки – никому не были известны, их фото просто взяли из банка данных. Знаю лишь, что “Наташа” оказалась родом из Финляндии, а “Саша” – из Германии», – вспоминает главный художник фабрики «Новая заря» Татьяна Кузовиткина.
«Наташе писали письма, Саше – не писали», – упоминают исследователи истории парфюмерии. Когда «Наташа» появилась на флаконе и разлетелась по стране, мужчины в письмах просили познакомить их с ней.
Сегодня их всё ещё можно найти на прилавках – как память о времени.
1990-е-2000-е. Эпоха пустых флаконов
После распада СССР большая часть старых фабрик выживала на складских запасах. Духи исчезали, их выпускали малыми партиями или вовсе прекращали производство.
Фабрики были приватизированы или забыты. В магазинах – французское, итальянское, что угодно, только не местное. Многие духи исчезают с прилавков, оставаясь лишь в памяти и на дне маминых ящиков. Это была эпоха тишины, когда духи хранились в душе и в котомках – но не создаются. Французская парфюмерия вернулась в витрины, российская — в архивы.
Сегодня: Россия снова пахнет собой
Кто бы мог подумать, что в 2020-е Россия снова станет страной, создающей духи. И не массово – а точно, экспериментально, глубоко.
Pure Sense – московская лаборатория, где духи создаёт слепой парфюмер Александр Яшин. Он говорит, что запах – это музыка. Ароматы – как аккорды. Каждый слой – как струна.
Magma, Nose, Metaphysica – это уже не просто парфюмерия, а инсталляция. Здесь флакон – это тело, а запах – это текст.
Новые духи ищут вдохновения в красках, русских травах, архитектуре, смерти и любви. Здесь больше нет разделения на женское и мужское. Парфюм – это ответ на вопрос: чем ты хочешь пахнуть сегодня? Ароматы снова стали смыслом, а не просто запахом.
Российская парфюмерия – это не то, что можно понюхать на полке. Это след, оставленный в воздухе, в культуре, в языке. Когда духи становятся не товаром, а жестом – это значит, что мы снова что-то чувствуем.
И если раньше духи сопровождали власть, потом – народ, то теперь они снова принадлежат человеку. Тому самому, кто ищет не просто запах, а себя.
Флаконы, которые рассказывают о вкусе, экономике, любви и памяти. Это хрусталь, в который спрятали запах сирени.
Nos Republic
Марка Nos Republic выросла из одноимённого блога Ксении Головановой, где она рассказывает о парфюмерии
Парфюмерный панк скроенный вручную
Парфюмерия от кутюр: странные духи, вкусы, запахи, эмоции в блоге Анны Зворыкиной
Любовь Берлянская, Scent Hunters / Ольфактофил
В блоге Любовь Берлянская рассказывает о парфюмерии, аромантах, а ещё там можно найти, например, супер-бюджетное ретро – набор польского Byc Moze, хорошо известные в СССР духи. В общем, эксперименты и интересное, а ещё – чем пахнут цветы.
Елена Воснаки — историк, археолог и автор. Человек, заслуги и регалии которого в парфюмерном мире, можно перечислять бесконечно. Не пугайтесь дизайна проектов: иногда бывает, что важна информация, а не вёрстка.