авторские права: введение. часть 1

попросили юриста посмотреть ваши вопросы и ответить на них
Топ-3 тезиса в комментариях: «Как красиво», «Почему так дорого» и «Что тут с авторскими правами». Разбираемся с Андреем Макаровым.
Андрей Макаров — юрист, блогер, рассказывающий об авторском праве. Андрей имеет богатый опыт работы по вопросам интеллектуальной собственности, договорного, гражданского и бизнес права с российскими и зарубежными концертными агентствами, музыкальными лейблами, коллективами, а также компаниями, специализирующимися в области кино, рекламы, кастингов.
Андрей макаров

Что такое авторское право?

Авторское право – институт гражданского права, который регламентирует правоотношения, возникающие при создании и использовании объектов авторских прав, а также распоряжении этими правами.

Понятие входит в более широкую подотрасль – право интеллектуальной собственности. Не стоит путать его, например, с патентным правом (аутентичное изобретение или разработка с закреплённым патентом) или с правами на средства индивидуализации (название, логотип, нанесение на упаковку, разработанное специально для определённой компании). Это всё разные институты.

Ещё существует понятие «авторские права». Именно с этим комплексом прав мы сталкиваемся в повседневной жизни.
это важно!
Авторские права возникают в момент создания произведения. Сразу после того, как автор выразил свое произведение в какой-либо форме. Для понимания можно привести в пример право на жизнь. Оно возникает сразу в момент рождения человека. И чтобы оно охранялось, не нужно бежать в ЗАГС и получать свидетельство о рождении. Право на жизнь охраняется без всяких бумаг и регистраций. Ровно такая же ситуация и с авторскими правами.

Основных составляющих авторских прав два:

  • Личные неимущественные авторские права

    Личные неимущественные авторские права – это, например, авторство как таковое и право автора на имя. Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы, их нельзя никому передать по договору, а отказ от личных неимущественных авторских прав юридически ничтожен (то есть не имеет смысла).
  • Имущественное исключительное право

    Исключительное имущественное право первоначально возникает у автора, но потом может принадлежать другому лицу. Его можно передать по договору, оно может наследоваться. Именно исключительное право позволяет монетизировать творчество, разрешать или запрещать использование объектов, получать выплаты и так далее.

Что является предметом авторского права?

Авторское право распространяется только на произведения науки, литературы и искусства. Полный перечень объектов права указан в ст. 1259 ГК РФ.

Это, например, музыкальные или литературные произведения, живопись, фотография. Перечень не является закрытым: законодатель допускает возможность появления новых объектов, которые могут быть признаны охраняемыми объектами авторских прав.

это важно!
Не стоит путать авторские права с патентными: во втором случае предметом будет изобретение, а оно входит в систему патентного права.

Что такое произведение?

Произведение – это как раз те самые объекты авторских прав. Они указаны в ст. 1259 ГК РФ.

За любым ли произведением закрепляется авторское право?

Да, такие права возникают в отношении любого созданного произведения, если оно выражено в какой-либо объективной форме (записано, нарисовано, вылеплено, надиктовано на аудиозаписи).

мифы об авторском праве

  • ПРОИЗВЕДЕНИЙ БЕЗ АВТОРСКИХ ПРАВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ – ЭТО МИФ.

    Мы помним, что авторские права состоят из личных неимущественных авторских прав (имя автора, авторство) и исключительного права (возникает тогда, когда автор создаёт произведение).

    Даже если исключительное право прекратилось (оно имеет срок действия), то личные неимущественные авторские права охраняются бессрочно и со временем никуда не деваются. Так, можно сказать, что авторские права касаются всех без исключения произведений.
  • РЕГИСТРАЦИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ – ЭТО МИФ.

    Авторские права никак закреплять не нужно, они не подлежат какой-либо регистрации. Правило о том, что регистрация авторских прав не предусматривается, закреплено в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Это правило нашло отражение и в законодательстве РФ: согласно п.4. ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Какие права даёт человеку наличие авторского права?

Авторам и правообладателям для эффективной защиты необходимо иметь доказательства обладания исключительным правом. Закон не ограничивает нас в таких доказательствах, и можно использовать всё, что угодно:
  • оригиналы рукописей

  • исходники файлов

  • депонирование

Депонирование – это предоставление экземпляра произведения в специальный реестр. Там оно хранится на случай возникновения спора. По закону автором произведения является то лицо, которое указано на экземпляре или оригинале произведения, пока не доказано иное. Хранение произведения в реестре позволяет затребовать в случае спора произведение и в судебном порядке установить, что указанный на произведении автор является таковым. Сегодня процедуры депонирования осуществляются онлайн; загрузить произведение в реестр можно, не выходя из дома. Однако стоит понимать, что депонирование – это никоим образом не закрепление авторства или правообладания. Это лишь один из возможных способов доказательства.

Знак ©

Это знак охраны авторского права. Он описан в ст.1271 ГК РФ. Согласно этой статье, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение может использовать этот знак. Использование этого знака никоим образом не присваивает «автоматически» права и используется только для информирования, причём добровольно (ст. 1271 ГК РФ).

Использовать этот знак надо правильно. Закон устанавливает правило написания элементов:
  • латинская буква «C» в окружности;
  • имя или наименование правообладателя;
  • год первой публикации.

Каков срок охраны авторского права?

Личные неимущественные авторские права (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) охраняются бессрочно (ст.1267 ГК РФ).

А вот исключительное имущественное право имеет срок действия. Однако есть хитрость: пока автор жив, мы не можем знать этот срок наверняка, так как оно действует на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти (отсчет следует начинать с 1 января года, следующего за годом смерти автора).
То есть пока автор не скончается, мы не можем точно сказать, до какой именно даты будет действовать исключительное право. Важно также учитывать, что срок действия привязан именно к личности создателя. Даже если исключительное право принадлежит другому лицу (например, в случае, когда автор произвел отчуждение исключительного права), срок действия всё равно будет привязан к нему, а не к правообладателю.
Андрей Макаров, юрист, блогер

Как закрепляются права в договорах?

Существует целый ряд договоров, касающихся распоряжения исключительным правом. Основные:
  • договор об отчуждении исключительного права

  • договор авторского заказа

  • лицензионный договор

Если проводить простую аналогию (пусть и не очень правильную с точки зрения права, но зато понятную), отчуждение – это как купля-продажа, раз и навсегда, а лицензия – как аренда: временное право использования и только в тех пределах, которые установлены лицензионным договором.
Андрей Макаров, юрист, блогер

В какие отношения вступают заказчик и исполнитель?

Эти отношения регулируются договором авторского заказа. Заказчик заказывает, а исполнитель создаёт определённое договором произведение.

Важно как можно более подробно и чётко определить создаваемое произведение в договоре, описать его. В противном случае договор не будет считаться согласованным и, соответственно, заключенным.

В договоре авторского заказа сторонам нужно определить, кому будет принадлежать исключительное право на создаваемое произведение. В зависимости от того, как договорятся стороны, оно может быть передано заказчику, а может остаться у исполнителя. Если в договоре авторского заказа об этом не упомянуть, то исключительное право остается у исполнителя: по закону оно возникает первоначально именно у автора. Чтобы оно перешло к заказчику, это условие надо зафиксировать в договоре.

  • Если вы пишете, что исключительное право отчуждается заказчику, то не забудьте указать, что оно отчуждается в полном объеме.
  • Если вы пишете, что заказчик получает право использования произведения, а исключительное остается у автора, то не забудьте включить в договор все существенные условия, которые присущи лицензионным договорам, в том числе и о способах использования.
это важно!
Даже личный портрет вашей семьи, написанный художником и оплаченный вами, будет по-прежнему с точки зрения авторства принадлежать тому, кто его создал. И технически художник может даже передать его в Третьяковку (мало ли) или продать.

Ответственность за нарушение

За нарушение авторских прав предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Причём не стоит думать, что уголовная ответственность здесь – какая-то экзотика. Приговоры по этой статье выносятся достаточно часто. Да, в большинстве случаев это условные и небольшие сроки, но всё равно для подсудимого приятного мало.

Также стоит помнить, что при определённых обстоятельствах нарушение авторских прав может рассматриваться как тяжкое преступление, и в этом случае условным наказанием обойтись будет сложно.
это важно!
Одна из распространённых историй – использование чужих фотографий (все так делали, да-да). Юристы RTM Group выяснили, что за пять лет количество дел, связанных с незаконным использованием фотографий, выросло более, чем в 10 раз: в 2019 году этот показатель составлял всего 275 дел в год, а за 8 месяцев 2024 года – 2905 дел. При этом общая сумма компенсаций за расчётный период 2024 года по таким делам достигла 72 219 000 рублей.
Гражданско-правовая – самый распространённый вид ответственности. Выражается обычно в выплате денежной компенсации правообладателю.

Существует несколько вариантов просчёта компенсаций, обычно это взыскание от 10 000 до 5 000 000 рублей. В этом случае правообладатель сам решает, какую компенсацию следует взыскать, обращается в суд с соответствующим иском и обосновывает, почему именно такую сумму запросил. При этом доказывать несение каких-либо убытков не нужно. Суд рассматривает иск, и если нарушение будет доказано, взыскивает компенсацию. Обычно суд в таких случаях снижает компенсации:
На моей памяти самым крупным снижением было уменьшение суммы в 210 раз. Истец хотел получить 100 000 рублей компенсации, но суд присудил 476 рублей (это, кстати, недавнее дело А56-70992/2024, оно рассматривалось осенью 2024 года Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Союз журналистов незаконно разместил на сайте фотографию. На досудебную претензию не ответил. В качестве компенсации была запрошена двукратная сумма стоимости права использования произведения – 100 тысяч рублей, но суд удовлетворил иск частично: истец оценил стоимость права на использование фотографии на весь срок действия авторских прав (70 лет), а зафиксирован лишь один день. Суд просчитал компенсацию за 4 месяца.

Будет ли снижена компенсация судом и если будет, то во сколько раз – прогнозировать сложно; это зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.
Андрей Макаров, юрист, блогер

Подойдёт ли автору любой договор?

Так как авторское право тесно связано с творчеством, оно почти так же многогранно, как и само творчество. В каждой сделке, в каждом правоотношении десятки индивидуальных нюансов. Все эти нюансы должны находить отражение в договорах и попадать под правильное регулирование.

Поэтому использовать какой-либо шаблон договора будет скорее вредно, чем полезно. Такие договоры составляются индивидуально под каждый конкретный случай. Это, кстати, одна из причин, почему услуги юристов, узко специализирующихся в авторском праве, дороже, чем услуги юристов, практикующих в других областях. И если сносный шаблон для лицензионного договора ещё можно подобрать в интернете, то в отношении договора авторского заказа юрист крайне не рекомендует этого делать.

вопрос-ответ

«Склеенные воспоминания» Дианы Кривенко
Диана создает керамику с имитацией японской техники кинцуги, что дословно переводится как «золотая заплатка».

ответ:

Размещение персонажей мультфильмов – нарушение. Без разрешения нельзя использовать иллюстрации, персонажей, кадры из мультфильмов и т.п.

Правообладатели активно защищают свои права, в том числе Союзмультфильм. Персонаж может охраняться как по линии авторского права, так и по линии средств индивидуализации – как товарный знак. Так что от воспроизведения известных мультперсонажей и введения в гражданский оборот такой продукции лучше воздержаться.

В том случае, если изделие выпущено ранее и законно приобретено (у самого правообладателя или у официального дилера), то дальнейшая его перепродажа допускается. Но только нужно быть готовым доказать, что изделие действительно приобретено законно (чеки, товарные накладные и прочие документы). Это называется принцип исчерпания прав. Он широко используется, например, на маркетплейсах. Если правообладатель видит, что на маркетплейсе продаётся, например, футболка с изображением персонажа, то он запрашивает у продавца накладные, подтверждающие приобретение этой футболки у самого правообладателя или у официального дилера. Если таких накладных нет, то это контрафактный товар. Маркетплейс блокирует такого продавца, а правообладатель идёт в суд и взыскивает компенсацию. Производители современных российских мультфильмов по примерно такой схеме подают тысячи исков в год.

Например, правообладатель «Ёжика в тумане» – Союзмультфильм. Как раз сейчас идет тяжба по поводу Ёжика. Центробанк выпустил с ним серию монет. Автор персонажа, полагая что обладает исключительным правом, обратился в суд. Однако ЦБ купил Ёжика по лицензии у Союзмультфильма. Суду предстоит решить вопрос, кто обладает исключительным правом на изображение Ёжика. Очень похожее дело было с героями Простоквашино. Судебный процесс длился несколько лет и в итоге суду так и не удалось особенно продвинуться. Всё завершилось мировым соглашением.
Работа художницы 665806 The Unicorn in Captivity, Регины Рзаевой
Эта работа часть диптиха с выставки «Футлярные соображения». Ограниченное изгородью существо становится метафорой замкнутого в самом себе человека. Он, с одной стороны, находится в ловушке, с другой внутри своего мира, защищающего от воздействия реальности.

ответ:

Это использование старинного изображения с подтверждённым авторством.

Если произведение перешло в общественное достояние (прошло более 70 лет со дня смерти автора), то его можно использовать как угодно и бесплатно без всяких разрешений.

В том числе перерабатывать и создавать на его основе новые произведения. Но при этом не стоит забывать о личных неимущественных авторских правах, они действуют бессрочно. И лучше всё же упоминать автора изначального произведения.
скульптуры Дарьи Нагнибида
Творческое высказывание-воспоминание о добром и светлом. Автор рассказывает, что эти игрушки перешли из разряда просто киндеров к «безусловной любви к родителям».

ответ:

Тут тоже, конечно же, будет нарушение в случае изготовления. Это можно приравнять к произведению скульптуры. Пусть малогабаритной, но всё же скульптуры.

Если художник хочет создать что-то с использованием подобного, он может обратиться к правообладателю. Только следует учитывать, что любое разрешение должно выражаться посредством заключения лицензионного договора. Письмо или уведомление не подойдут.
студенческие работы
Творческое исследования, созданные в рамках обучения. Работы отражают весь спектр полученных студентом знаний за время обучения.

ответ:

В учебных целях использовать можно. Тут подойдёт порядок цитирования, определенный ст.1274 ГК РФ.

Цитировать можно не только тексты, но и фото и другие объекты. Главное, чтобы цель цитирования была именно учебной и чтобы объём цитирования был оправдан целью.
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"