попросили юриста посмотреть ваши вопросы и ответить на них
Топ-3 тезиса в комментариях: «Как красиво», «Почему так дорого» и «Что тут с авторскими правами». Разбираемся с Андреем Макаровым.
Андрей Макаров — юрист, блогер, рассказывающий об авторском праве. Андрей имеет богатый опыт работы по вопросам интеллектуальной собственности, договорного, гражданского и бизнес права с российскими и зарубежными концертными агентствами, музыкальными лейблами, коллективами, а также компаниями, специализирующимися в области кино, рекламы, кастингов.
Андрей макаров
Что такое авторское право?
Авторское право – институт гражданского права, который регламентирует правоотношения, возникающие при создании и использовании объектов авторских прав, а также распоряжении этими правами.
Понятие входит в более широкую подотрасль – право интеллектуальной собственности. Не стоит путать его, например, с патентным правом (аутентичное изобретение или разработка с закреплённым патентом) или с правами на средства индивидуализации (название, логотип, нанесение на упаковку, разработанное специально для определённой компании). Это всё разные институты.
Ещё существует понятие «авторские права». Именно с этим комплексом прав мы сталкиваемся в повседневной жизни.
это важно!
Авторские права возникают в момент создания произведения. Сразу после того, как автор выразил свое произведение в какой-либо форме. Для понимания можно привести в пример право на жизнь. Оно возникает сразу в момент рождения человека. И чтобы оно охранялось, не нужно бежать в ЗАГС и получать свидетельство о рождении. Право на жизнь охраняется без всяких бумаг и регистраций. Ровно такая же ситуация и с авторскими правами.
Основных составляющих авторских прав два:
Личные неимущественные авторские права
Личные неимущественные авторские права – это, например, авторство как таковое и право автора на имя. Личные неимущественные авторские права неотчуждаемы, их нельзя никому передать по договору, а отказ от личных неимущественных авторских прав юридически ничтожен (то есть не имеет смысла).
Имущественное исключительное право
Исключительное имущественное право первоначально возникает у автора, но потом может принадлежать другому лицу. Его можно передать по договору, оно может наследоваться. Именно исключительное право позволяет монетизировать творчество, разрешать или запрещать использование объектов, получать выплаты и так далее.
Что является предметом авторского права?
Авторское право распространяется только на произведения науки, литературы и искусства. Полный перечень объектов права указан в ст. 1259 ГК РФ.
Это, например, музыкальные или литературные произведения, живопись, фотография. Перечень не является закрытым: законодатель допускает возможность появления новых объектов, которые могут быть признаны охраняемыми объектами авторских прав.
это важно!
Не стоит путать авторские права с патентными: во втором случае предметом будет изобретение, а оно входит в систему патентного права.
Что такое произведение?
Произведение – это как раз те самые объекты авторских прав. Они указаны в ст. 1259 ГК РФ.
За любым ли произведением закрепляется авторское право?
Да, такие права возникают в отношении любого созданного произведения, если оно выражено в какой-либо объективной форме (записано, нарисовано, вылеплено, надиктовано на аудиозаписи).
мифы об авторском праве
ПРОИЗВЕДЕНИЙ БЕЗ АВТОРСКИХ ПРАВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ – ЭТО МИФ.
Мы помним, что авторские права состоят из личных неимущественных авторских прав (имя автора, авторство) и исключительного права (возникает тогда, когда автор создаёт произведение).
Даже если исключительное право прекратилось (оно имеет срок действия), то личные неимущественные авторские права охраняются бессрочно и со временем никуда не деваются. Так, можно сказать, что авторские права касаются всех без исключения произведений.
РЕГИСТРАЦИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ – ЭТО МИФ.
Авторские права никак закреплять не нужно, они не подлежат какой-либо регистрации. Правило о том, что регистрация авторских прав не предусматривается, закреплено в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Это правило нашло отражение и в законодательстве РФ: согласно п.4. ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Какие права даёт человеку наличие авторского права?
Авторам и правообладателям для эффективной защиты необходимо иметь доказательства обладания исключительным правом. Закон не ограничивает нас в таких доказательствах, и можно использовать всё, что угодно:
оригиналы рукописей
исходники файлов
депонирование
Депонирование – это предоставление экземпляра произведения в специальный реестр. Там оно хранится на случай возникновения спора. По закону автором произведения является то лицо, которое указано на экземпляре или оригинале произведения, пока не доказано иное. Хранение произведения в реестре позволяет затребовать в случае спора произведение и в судебном порядке установить, что указанный на произведении автор является таковым. Сегодня процедуры депонирования осуществляются онлайн; загрузить произведение в реестр можно, не выходя из дома. Однако стоит понимать, что депонирование – это никоим образом не закрепление авторства или правообладания. Это лишь один из возможных способов доказательства.
Это знак охраны авторского права. Он описан в ст.1271 ГК РФ. Согласно этой статье, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение может использовать этот знак. Использование этого знака никоим образом не присваивает «автоматически» права и используется только для информирования, причём добровольно (ст. 1271 ГК РФ).
Использовать этот знак надо правильно. Закон устанавливает правило написания элементов:
латинская буква «C» в окружности;
имя или наименование правообладателя;
год первой публикации.
Каков срок охраны авторского права?
Личные неимущественные авторские права (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) охраняются бессрочно (ст.1267 ГК РФ).
А вот исключительное имущественное право имеет срок действия. Однако есть хитрость: пока автор жив, мы не можем знать этот срок наверняка, так как оно действует на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти (отсчет следует начинать с 1 января года, следующего за годом смерти автора).
“
То есть пока автор не скончается, мы не можем точно сказать, до какой именно даты будет действовать исключительное право. Важно также учитывать, что срок действия привязан именно к личности создателя. Даже если исключительное право принадлежит другому лицу (например, в случае, когда автор произвел отчуждение исключительного права), срок действия всё равно будет привязан к нему, а не к правообладателю.
—Андрей Макаров, юрист, блогер
Как закрепляются права в договорах?
Существует целый ряд договоров, касающихся распоряжения исключительным правом. Основные:
договор об отчуждении исключительного права
договор авторского заказа
лицензионный договор
“
Если проводить простую аналогию (пусть и не очень правильную с точки зрения права, но зато понятную), отчуждение – это как купля-продажа, раз и навсегда, а лицензия – как аренда: временное право использования и только в тех пределах, которые установлены лицензионным договором.
—Андрей Макаров, юрист, блогер
В какие отношения вступают заказчик и исполнитель?
Эти отношения регулируются договором авторского заказа. Заказчик заказывает, а исполнитель создаёт определённое договором произведение.
Важно как можно более подробно и чётко определить создаваемое произведение в договоре, описать его. В противном случае договор не будет считаться согласованным и, соответственно, заключенным.
В договоре авторского заказа сторонам нужно определить, кому будет принадлежать исключительное право на создаваемое произведение. В зависимости от того, как договорятся стороны, оно может быть передано заказчику, а может остаться у исполнителя. Если в договоре авторского заказа об этом не упомянуть, то исключительное право остается у исполнителя: по закону оно возникает первоначально именно у автора. Чтобы оно перешло к заказчику, это условие надо зафиксировать в договоре.
Если вы пишете, что исключительное право отчуждается заказчику, то не забудьте указать, что оно отчуждается в полном объеме.
Если вы пишете, что заказчик получает право использования произведения, а исключительное остается у автора, то не забудьте включить в договор все существенные условия, которые присущи лицензионным договорам, в том числе и о способах использования.
это важно!
Даже личный портрет вашей семьи, написанный художником и оплаченный вами, будет по-прежнему с точки зрения авторства принадлежать тому, кто его создал. И технически художник может даже передать его в Третьяковку (мало ли) или продать.
Ответственность за нарушение
За нарушение авторских прав предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Причём не стоит думать, что уголовная ответственность здесь – какая-то экзотика. Приговоры по этой статье выносятся достаточно часто. Да, в большинстве случаев это условные и небольшие сроки, но всё равно для подсудимого приятного мало.
Также стоит помнить, что при определённых обстоятельствах нарушение авторских прав может рассматриваться как тяжкое преступление, и в этом случае условным наказанием обойтись будет сложно.
это важно!
Одна из распространённых историй – использование чужих фотографий (все так делали, да-да). Юристы RTM Group выяснили, что за пять лет количество дел, связанных с незаконным использованием фотографий, выросло более, чем в 10 раз: в 2019 году этот показатель составлял всего 275 дел в год, а за 8 месяцев 2024 года – 2905 дел. При этом общая сумма компенсаций за расчётный период 2024 года по таким делам достигла 72 219 000 рублей.
Гражданско-правовая – самый распространённый вид ответственности. Выражается обычно в выплате денежной компенсации правообладателю.
Существует несколько вариантов просчёта компенсаций, обычно это взыскание от 10 000 до 5 000 000 рублей. В этом случае правообладатель сам решает, какую компенсацию следует взыскать, обращается в суд с соответствующим иском и обосновывает, почему именно такую сумму запросил. При этом доказывать несение каких-либо убытков не нужно. Суд рассматривает иск, и если нарушение будет доказано, взыскивает компенсацию. Обычно суд в таких случаях снижает компенсации:
“
На моей памяти самым крупным снижением было уменьшение суммы в 210 раз. Истец хотел получить 100 000 рублей компенсации, но суд присудил 476 рублей (это, кстати, недавнее дело А56-70992/2024, оно рассматривалось осенью 2024 года Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Союз журналистов незаконно разместил на сайте фотографию. На досудебную претензию не ответил. В качестве компенсации была запрошена двукратная сумма стоимости права использования произведения – 100 тысяч рублей, но суд удовлетворил иск частично: истец оценил стоимость права на использование фотографии на весь срок действия авторских прав (70 лет), а зафиксирован лишь один день. Суд просчитал компенсацию за 4 месяца.
Будет ли снижена компенсация судом и если будет, то во сколько раз – прогнозировать сложно; это зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.
—Андрей Макаров, юрист, блогер
Подойдёт ли автору любой договор?
Так как авторское право тесно связано с творчеством, оно почти так же многогранно, как и само творчество. В каждой сделке, в каждом правоотношении десятки индивидуальных нюансов. Все эти нюансы должны находить отражение в договорах и попадать под правильное регулирование.
Поэтому использовать какой-либо шаблон договора будет скорее вредно, чем полезно. Такие договоры составляются индивидуально под каждый конкретный случай. Это, кстати, одна из причин, почему услуги юристов, узко специализирующихся в авторском праве, дороже, чем услуги юристов, практикующих в других областях. И если сносный шаблон для лицензионного договора ещё можно подобрать в интернете, то в отношении договора авторского заказа юрист крайне не рекомендует этого делать.
вопрос-ответ
«Склеенные воспоминания» Дианы Кривенко
Диана создает керамику с имитацией японской техники кинцуги, что дословно переводится как «золотая заплатка».
ответ:
Размещение персонажей мультфильмов – нарушение. Без разрешения нельзя использовать иллюстрации, персонажей, кадры из мультфильмов и т.п.
Правообладатели активно защищают свои права, в том числе Союзмультфильм. Персонаж может охраняться как по линии авторского права, так и по линии средств индивидуализации – как товарный знак. Так что от воспроизведения известных мультперсонажей и введения в гражданский оборот такой продукции лучше воздержаться.
В том случае, если изделие выпущено ранее и законно приобретено (у самого правообладателя или у официального дилера), то дальнейшая его перепродажа допускается. Но только нужно быть готовым доказать, что изделие действительно приобретено законно (чеки, товарные накладные и прочие документы). Это называется принцип исчерпания прав. Он широко используется, например, на маркетплейсах. Если правообладатель видит, что на маркетплейсе продаётся, например, футболка с изображением персонажа, то он запрашивает у продавца накладные, подтверждающие приобретение этой футболки у самого правообладателя или у официального дилера. Если таких накладных нет, то это контрафактный товар. Маркетплейс блокирует такого продавца, а правообладатель идёт в суд и взыскивает компенсацию. Производители современных российских мультфильмов по примерно такой схеме подают тысячи исков в год.
Например, правообладатель «Ёжика в тумане» – Союзмультфильм. Как раз сейчас идет тяжба по поводу Ёжика. Центробанк выпустил с ним серию монет. Автор персонажа, полагая что обладает исключительным правом, обратился в суд. Однако ЦБ купил Ёжика по лицензии у Союзмультфильма. Суду предстоит решить вопрос, кто обладает исключительным правом на изображение Ёжика. Очень похожее дело было с героями Простоквашино. Судебный процесс длился несколько лет и в итоге суду так и не удалось особенно продвинуться. Всё завершилось мировым соглашением.
Работа художницы 665806 The Unicorn in Captivity, Регины Рзаевой
Эта работа – часть диптиха с выставки «Футлярные соображения». Ограниченное изгородью существо становится метафорой замкнутого в самом себе человека. Он, с одной стороны, находится в ловушке, с другой – внутри своего мира, защищающего от воздействия реальности.
ответ:
Это использование старинного изображения с подтверждённым авторством.
Если произведение перешло в общественное достояние (прошло более 70 лет со дня смерти автора), то его можно использовать как угодно и бесплатно без всяких разрешений.
В том числе перерабатывать и создавать на его основе новые произведения. Но при этом не стоит забывать о личных неимущественных авторских правах, они действуют бессрочно. И лучше всё же упоминать автора изначального произведения.
скульптуры Дарьи Нагнибида
Творческое высказывание-воспоминание одобром и светлом. Автор рассказывает, что эти игрушки перешли из разряда просто киндеров к «безусловной любви к родителям».
ответ:
Тут тоже, конечно же, будет нарушение в случае изготовления. Это можно приравнять к произведению скульптуры. Пусть малогабаритной, но всё же скульптуры.
Если художник хочет создать что-то с использованием подобного, он может обратиться к правообладателю. Только следует учитывать, что любое разрешение должно выражаться посредством заключения лицензионного договора. Письмо или уведомление не подойдут.
студенческие работы
Творческое исследования, созданные в рамках обучения. Работы отражают весь спектр полученных студентом знаний за время обучения.
ответ:
В учебных целях использовать можно. Тут подойдёт порядок цитирования, определенный ст.1274 ГК РФ.
Цитировать можно не только тексты, но и фото и другие объекты. Главное, чтобы цель цитирования была именно учебной и чтобы объём цитирования был оправдан целью.