Гений Места - культурный код в городской среде

В сложное время переосмысление культурного кода, поиск ответов на вопросы "кто мы и куда мы идем?" встает во главе угла.
В географии и урбанистике Гений Места - ключевой фактор развития территории. Его понимание меняет подход от "красивого, не как у всех" к органичному с опорой на корни. А корни уходят в землю, к набору солей, воды, и минералов. Складная система, как в русских сказках: дуб - сундук - заяц - утка - яйцо - игла. А в ней вся сила. Как найти иглу и как это меняет игру?
Идентичность в городском дизайне нацелена на неповторимость места и непрерывность памяти.
Среди многих функций общественных пространств, таких как транспорт, логистика, экология, коммерческие сервисы, культурная репрезентация стоит особняком. Утилитарные качества легче заметить и измерить на уровне повседневности. Создание мест культурной репрезентации, то есть знаковых, иконических, или просто любимых жителями - более сложная задача архитектуры города. Ее мы видим когда возникает культурная осознанность и сопричастность. Чтобы язык общественных пространств стал простым и внимательным, лексикон архитектора должен найти тишину. Тогда, вместо продиктованного и подавляющего, образ города становится живым и открытым. Тогда происходит диалог и растет интерес к культуре через пространство, где ежедневно создается коллективная память.
Оксана Веселкова, концепция разработана в команде КБ СТрелка для программы Моя Улица
Денис Петров, Исторический двор Пречистенки 32
Как это работает - дизайн-код и брендинг территорий.
Общественные пространства затрагивают множество интересов и создание их образа - всегда консенсус. Благоустройство задействует категории айдентики в ряде регламентов, фиксирующих общее видение. Среди них мастер-планы, бренды территорий, дизайн-коды, и программы комплексного благоустройства. Масштаб интервенций зависит от задачи. Так, дизайн-код применим к целому городу или территории. Его важно адаптировать в рамках благоустройства, где конкретные цели и ассоциации сообщества выявляются на стадии предпроектного исследования. И если все шаги сделаны последовательно, пространство станет социальным, и иногда знаковым местом.
Схемы - Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для Музея Истории ГУЛАГ
Фото - Музей Истории ГУЛАГ, Александр Казаков/ Коммерсант
Какие пространственные элементы могут выражать культурный код?
В стандартах городской среды и дизайн-кодах решения классифицируются для разных типа пространств. Ключевые инструменты в айдентике пространств те же, что и в стандартах среды - мощение, озеленение, освещение, уличная мебель, вывески и навигация. Разработка решений начинается с историко-культурного и социо-антропологического исследований, для поиска того самого genius loci. Ключевой нематериальный прием выражения идентичности - то как живет место, его функция.
Схемы - Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для СИБУР-Тобольск
Схемы - Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для СИБУР-Тобольск
1
Функция места и сигнация - Живой музей во дворах Пречистенки
В работе над программой Моя Улица с командой КБ Стрелка я создала проект благоустройства ул. Пречистенка. Она пролегает через Музейную милю и собирает множество образов старой Москвы, а также связывает острова культуры в исторических усадьбах. Музей под открытым небом или главная усадебная улица - этот смысл выражался через функциональность тихих садов и мест художественных практик.
Схемы - Оксана Веселкова, концепция разработана в команде КБ СТрелка для программы Моя Улица
Этот прием передает образ через программу и воображение участников, а архитектурно - через контрастные масштабы и материальность пространств для мастер-классов и больших городских праздников в историческом дворе. Другой прием - сигнация в мощении, отбивающая границы исторических парцелл с встроенными табличками-посланиями об истории улицы и ее исторических или литературных персонажей.
2
Природа и свет - Сад памяти Музея Гулаг
Сложная история может выразиться в пространстве переосмысления идентичности и "Русского пути". Сад памяти - разработанный с командой МЦУ и построенный 2 года назад - работает как продолжение экспозиции музея.
Тропа в зеленом дворе с приглушенным уличным светом проходящим сквозь разломы покрытия, ведет по кругу - и к освещенной площади у проницаемого летнего павильона. Действия в пространстве - путь к оживленной площадке выставок и постановок, сад, где родственники высаживали деревья из мест заключения, и присылали артефакты из лагерей, позволили ментально разместить коллективную травму и дать посетителям возможность пережить и понять эту историю вместе.
Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для Музея Истории ГУЛАГ
3
Уличная мебель - Большие сказки малых городов
Развитие малых городов и исторических поселений стало отдельной "задачей со звездочкой" благодаря повестке комфортной среды. Среди требований конкурса малых городов Минстрой - айдентика с опорой на соучаствующее проектирование.
В реализации проектов мы искали местных производителей уличной мебели которые малыми средствами включали бы местные образы.

Так, в Полевском большую роль играет Павел Бажов и его рассказы об Уральских мастерах. Это наследие сказок стало темой центрального общественного пространства где проходят городские ярмарки. В павильонах и мебели используются элементы резьбы по дереву, при общем минималистичном облике.
Схемы - Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для г. Полевской
Фото - Ольга Ковтун, ПроПолевской
В проекте аптекарского сада в Тобольске мы работали с локальными травами, в том числе имеющими сакральное значение для жителей, а мебель и павильоны интегрировали их символ. В результате проекты выиграли грант благодаря тому, что сообщество голосовало за них действиями. Как результат, можно видеть рост посещаемости мест как жителями, так и туристами.
Схемы - Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для СИБУР-Тобольск

4
Павильоны, вывески, и навигация - город Первых
Проект комплексной перезагрузки Первоуральска (Свердловская область) - показательный пример того, как образ места становится экономическим активом. Для повышения сопричастности и интереса к месту был создан дизайн-бук и регламент уличной мебели, использующий мотивы металлоиндустрии города.
Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для ПНТЗ, Первоуральск
Эти дизайн-решения мы также включили в проекты благоустройства ключевых пространств - и сегодня новые центральная площадь и улицы формируют тот яркий образ, с которым у местной молодежи ассоциируется "Белая металлургия" . Программа, сделанная с МЦУ для Первоуральского Трубопрокатного Завода, нацелена на удержание и привлечение в город человеческого капитала. Это ключевой эффект территориального брендинга, особенно когда конкурировать приходится с региональным центром всего в 40 км.
Оксана Веселкова, концепция разработана в команде МЦУ для ПНТЗ, Первоуральск

Чего стоит избегать, а на что обратить внимание

Между культурным кодом и стилем пролегает незаметная граница, и очень важно отдавать отчет о том, на какой стороне находится проект.
Оксана Веселкова, концепция разработана в команде КБ СТрелка для г. Сергиев Посад


Культура опирается на внутренний ресурс с целью его поддержания и развития, стиль и бренд часто нацелены на внимание извне. Обе задачи имеют место, но долгосрочный рост возможен только на своей оси. Поэтому фигуральное подражание стилям, даже профессионально выполненное дизайнером, может стать краткосрочным, если в историческом образе уже нет жизни.
Несколько лет назад в составе КБ Стрелка я разработала дизайн-бриф на благоустройство исторического центра Сергиева Посада. Проект учитывал айдентику во всех элементах - от зонирования до материалов покрытий. Но жители опасались еще большей туристической нагрузки, не ассоциировались с частью исторической образности, и были шокированы масштабами стратегии презентованной в полном объеме. Так, наш проект Города золотого ждет нового гуманитарного подхода, начиная с малых дел.
Оксана Веселкова, концепция разработана в команде КБ СТрелка для г. Сергиев Посад

Культурный код в общественном пространстве - это залог устойчивого роста, поскольку образ места объединяет сообщество, привлекает посетителей, и способствует развитию креативной экономики и сервисов. Архитектурных подходов для выражения локальной идентичности в общественных пространствах множество. Но важно помнить что они должны говорить с человеком. Осознание культурной роли это сложная задача, и единственный путь к ней - интерес и знание. И городская среда это хорошее место для их развития.



Автор статьи Оксана Веселкова
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"