Владельцы мануфактуры ввели прорывную для того времени практику, больше всего напоминавшую соцпакет: живописцам оплачивали учебу, бесплатно выдавали одежду, керосин, продукты для детей. И даже нанимали для них работников – чтобы освободить мастеров от тяжелого труда на огородах.
С внедрением машинного производства в начале XX века, стало сложнее поддерживать высокое качество и индивидуальность, что привело к упадку интереса к изделиям фабрики и ее финансовой нерентабельности.
Промысел мог пропасть, но вмешался меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Он учредил фонд, в котором собирались средства на поддержание производств. Благодаря выделенной им крупной ссуде фабрику реорганизовали в артель (художники и ремесленники объединились для совместного творчества и управления предприятием). Это позволило сохранить традиции росписи по лаку и поддержать высокое качество.
В постсоветские годы фабрика утратила госзаказы и налаженные рынки сбыта. Многие мастера были вынуждены уйти, лишившись любимого дела в поисках более стабильного дохода. Разрушалось само здание, приходило в негодность уникальное оборудование. Работать приходилось с остатками материала, уцелевшими с советских времён.
С 2014 года Федоскинская фабрика сталкивалась с рядом трудностей, например, известность продукции фабрики за границей значительно превышала ее популярность внутри страны. Экспорт весомо уменьшился – продажи упали (многие россияне оказались не знакомы с федоскинской живописью и не осознавали ее ценность).
Перед Евгенией встали две масштабных цели: реформировать и масштабировать производство, сохранив все традиции, и вернуть Федоскино былую славу.
Реконструкцию начали с проведения ремонта и благоустройства прилегающей территории. Самый большой объем работ пришелся на главный производственный корпус – было обновлено многое от кровли и окон, до системы водоснабжения. Было переоформлено освещение фабрики.
Отдельное внимание уделили экспозиционному залу на фабрике, экспонаты для которого и сейчас собирают по всему миру и выкупают у коллекционеров. Музей открыт для экскурсий (записываться нужно заранее).
Чтобы вернуть былое значение фабрике, важно не только наладить экономические показатели, создать новые рабочие места и сделать предприятие привлекательным для молодых художников.
Перед командой стоит ещё более важная задача – сохранение и развитие исконных традиций и русского культурного кода, а также пополнение художественного наследия, достойное для передачи нашим потомкам.
Это звучит привлекательно, но накладывает определенные ограничения по расширению ассортимента и в развитии маркетинга. Мы не можем перейти на изготовления изделий массмаркета, выпускаемых без соблюдения технологии и из альтернативных материалов. Это будет лишь издали напоминать знаменитые Федоскинские шкатулки, не будет иметь ни нашего высочайшего качества, ни значимой художественной ценности.
На рынке появилось много поддельных товаров, которые пытаются имитировать настоящие художественные изделия. Эти товары не только не соответствуют нашим традициям и стандартам качества, но и наносят ущерб репутации настоящих художественных промыслов.
То, что продается на маркетплейсах и в сувенирных магазинах, не является федоскинскими шкатулками. Это, как правило, изделия из дерева или папье-маше с приклеенной и покрытой лаком печатной картинкой.
Для создания аутентичной Федоскинской шкатулки или панно требуется от 3 до 6 месяцев кропотливого труда нескольких мастеров и знание секретов промысла, доступных Федоскинским авторам.
Поэтому команда фабрики взяла курс на борьбу с подделками.
К шкатулкам Федоскино прилагается сертификат подлинности. Покупатель может проверить подлинность шкатулки, позвонив на фабрику. У каждой шкатулки есть свой индивидуальный порядковый номер. Если шкатулка проходила художественный совет, вам смогут это подтвердить.