РУССКАЯ КУЛЬТУРА
от эксплуатации до переосмысления
курс лекций
новый поток
обновленная программа
Старт
23 сентября
Баня - часть культурного кода

перед прочтением статьи рекомендуем зачитать "Заговор на жар", записанный в 1901 году и рассказанный одним из наших собеседников Анной Артёмовой:

Здравствуй, пар, здравствуй, жар,
Свой здесь пар, свой здесь жар,
Ты медком к душе прильни,
Пивом ты пройдись по сердцу,
Мох пусть паром тем пронзит,
Боли пусть уйдут под камни,
Под столбы уйдёт
ломота,
Под бревно уйдут и думы!
Ты, огонь, возьми страданья,
Ты, огонь, возьми мученья,
Камень, боли забери,
Раскалённый, злые муки!

Записано И. Хяркененом в 1901 г. в д. Вешкелица
(Суоярви) от Офимьи Карповны
Баня - символ русской идентичности, многоплановое явление, которое объединяет в себе элементы истории, здоровья, социального взаимодействия и духовности, делая её важным элементом русского культурного кода.

О банях вы найдете грандиозное количество информации. Растираживанная информация, щедро сдобренная seo-словами - не в счёт: баня существует в России с примерно с X века и риторика ее сильна. Впрочем, как и любовь русского человека к запаху мокрой древесины, жаркого пара, сухих листьев берёзы, намокающих в кипятке.

Помимо утилитарной функции, баня - это компиляция традиций, ментальных ценностей, место общения и сближения, по-прежнему здесь проводят народные обряды, связанные с различными стадиями жизни человека – от рождения до смерти. Ведь в русской культуре баня часто связывается с идеей очищения не только тела, но и духа. Это место, где можно оставить за дверями все тревоги и проблемы, расслабиться и обновиться как физически, так и психологически.

В этом тексте мы расскажем об истории бани через призму человеческого отношения, через взаимодействие и в большей степени уделим внимание роману с баней в наше время, ведь иначе как любовью это не назвать.
баня на Руси
если стояла баня - на это место ставить дом нельзя
первая в баню заходит кошка, в идеале ее еще надо помыть
Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня, тут к бабке не ходи. Но далеко не в каждом доме были лавки, а уж отдельное строение и подавно.

Раскопками подтверждено существование бань в привычном понимании в Новгороде уже в XI веке, то в Москве самая ранняя и единственная обнаруженная во время раскопок баня относится к XV веку [Бобров А.Г., 2004]. В Ярославской губернии бани строились только в деревнях вдоль Волги, точно также как и в Тверской губернии. Не везде встречались бани в Московской, Владимирской и Смоленской губерниях [Тенишев В.Н.,2009]

По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств.

«Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствует отсутствие скотины и мебели».

«Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три-четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются две-три лошади, три-четыре коровы, два-три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар»

- Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей

Как правило, несколько семей объединялись и мылись по субботам, мужчины и женщины все вместе. Многие мылись один-два раза в месяц в избе в лотках или просто на соломе. В тех местностях, где бани отсутствовали, крестьяне парились в печах: давали остыть, стелили солому, залезали в печь, кропили мокрым веником стенки для получения пара. По окончанию процедуры окатывали себя теплой водой, стоя у лохани.
Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.П. Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведерки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют» [4., ф. 10, оп. 1, д. 121, л. 82].

В некоторых деревнях использовались для мытья, парения и вознесения языческих молитв овины и их упрощенные модификации – шиши (Лебедева Н.И., 1929 - прим. ред.).

Изначально постройки использовались для просушки сена и плодов, которые раскладывали на плетеных щитах. Их топили с вечера, чтобы светлое время дня употребить на молотьбу. Каменки в ямах под овином, по сути, являлись готовыми банями-землянками. Крестьянам оставалось лишь закрыть продух из ямы в овин и плеснуть воды на камни, чтобы попариться в «овинной бане», но и это. тоже было только у больших хозяйств. Для сушки небольшого количества снопов использовались «шиши» – яма с костром или каменкой, над которой возводили из жердей камеру для просушки снопов. Верхняя камера отделялась от нижней огневой камеры сводчатой кладкой, закрепленной глиной со щелями для прохода дыма и горячего воздуха. Шиши также использовались для устройства бань. Более того, иногда жерди обкладывали дерном или торфом, для превращения шиша в более основательную баню или в сезонное жилище. Яму у шиша и овина, где находилась каменка или костровище называли «лазня» или «влазня».
Банная мистика: не зовите экстрасенсов
Все в ней обитаемо, населено духами-хозяевами, даже пар в бане одушевлен, сама постройка оживлена, а дорога к ней полна опасностей. Дух, живущий за очагом, на Руси назывался «шиш» или «шишига». В овинах обитал их дух-хозяин – «овинник», «подовинник» или «овинный батюшка», в бане - банник.

В бане нельзя клясться, ругаться, громко разговаривать. За такие дела банник может подпустить дыма, обжечь, толкнуть или, например, заставить блуждать. Духа представляли в обличье крошечного старичка с длинными ногтями. После того, как вся семья помоется, в бане можно оставить веник, бадью с водой и разведённый щелок - задобрить банника, который приходит париться «на четвёртом кругу». Если вы его увидели, значит, в доме что-то не так.
городские платные бани
Одна из проблем общественных бань того времени - совместные походы мужчин и женщин. Помимо очевидных историй, связанных с наготой, больший урон наносило распространение заболеваний. С 1551 года власть и церковь пытались разделить людей в бане, но удалось это отчасти Екатерине II и окончательно - Александру I.

Первые городские платные бани, по данным Главархива, появились в Москве в конце XVI века. Располагались они по берегам столичных рек. Во второй половине XVIII века общественные бани стали массовым явлением, подконтрольным городским властям. Фактически помещения сдавались городом в аренду откупщикам, которые обязались обеспечить мужское и женское отделения. Помимо этого, откупщики отдавали значительную часть дохода в казну, принося ей ощутимый доход.

В. Гиляровский «Москва и москвичи»:
http://www.gilyarovsky.ru/index.php/2010-09-11-15-43-53/2010-09-11-20-25-51

«„Кусочники“ жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц. В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить „кусочникам“ из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок. „Кусочники“ должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в „дворянских“ банях».

«Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки».

банно-прачечный комбинат: СССР и банные комплексы
В СССР понятие бани частного характера фактически исчезло — на смену ей пришел «санитарно-обмывочный пункт» или, иначе, «банно-прачечный комбинат». Это было государственное предприятие, призванное решить вопрос гигиены горожан, не все из которых в первой половине XX века могли позволить себе устраивать полноценные купания дома. Бани подобного типа начали появляться по всей стране. С наступлением советской эпохи изменился концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.
сауна, секс и бассейны в 90-е
В 90-е и нулевые годы у бань в России переосмысливается функция. Теперь за паром приходят другие гости - авторитетные коммерсанты, бизнесмены и да - по-прежнему есть завсегдатаи с традиционным отношением. Вновь став своеобразным символом эпохи, бани взяли на себя задачи по социальному взаимодействию между людьми, так что приватные пространства и закутки сыграли важную роль в жизни криминального мира, бизнес-сообщества. Эта тема довольно противоречива и содержит много неоднозначных аспектов.

В период после распада СССР, когда страна переживала серьезный экономический кризис и рост преступности, бани превратились в место, где пересекались интересы различных социальных групп, а атмосфера бани всё ещё способствовала установлению доверительных отношений и решению конфликтов. Неудивительно, что использовали бани для проведения важных переговоров. В условиях нестабильной экономической ситуации многие сделки заключались именно в банях, где можно было обсудить детали в непринужденной обстановке.

Если компания нуждалась в еще большей приватности, стали посещать сауны — те самые полуподвальные заведения, в которых главным способом расслабить тело был не пар. Помимо банных услуг здесь предоставляли самые разные дополнительные - важнейшим требованием к бизнесу была его рентабельность. Символы таких бань-саун - красный свет, большая кровать, деревянно-лубочный стол с лавками, бильярд и бассейн

Но даже в эти сложные годы некоторые традиции сохранились. Например, поход в баню перед важным событием, а также традиционные банные ритуалы: парение вениками, контрастные процедуры с холодной водой и прочее. Так что несмотря на негативные аспекты, для многих людей баня оставалась местом отдыха и заботы о здоровье. В условиях экономического кризиса и стресса баня была доступным способом расслабиться и поддержать физическое и психическое здоровье.

Культурный феномен этого периода то, что бани стали частью массовой культуры, нашли отражение в кинематографе, литературе и музыке того времени. Образ "новых русских" в бане с золотыми цепями стал одним из символов эпохи.

Важно отметить, что описанные явления были характерны не для всех бань и не для всех регионов страны. Многие бани продолжали функционировать как обычные места для поддержания гигиены и отдыха, не имея отношения к криминальному миру или сомнительным развлечениям.

В целом, феномен бань в 90-е годы отражает сложный и противоречивый период в истории России, когда устойчивые традиции переплетались с новыми реалиями, а общество переживало глубокую трансформацию. Сегодня многие аспекты банной культуры 90-х ушли в прошлое: трансформация в эстетичные спа-центры, реставрация. Однако где-то сауны с красными кроватями по-прежнему ждут своих постояльцев.
Переосмысливая баню
«Баня-форум» стала хедлайнером фестиваля «Архстояние-2024». Это пространство объединяет в себе древнеримские традиции и русскую природу. Николай Полисский - о культурных корнях сооружения и концепции «русской античности»

Когда мне наши "фестивальщики" предложили сделать баню, они естественно вспоминали нашу знаменитую постройку на фестивале "Арт-Клязьма" в 2003 году. Тогда мы установили нашу баню так, как обычно поступают туристы - покрытую полиэтиленом.

Организаторы "Архстояния" вспомнили её и предложили мне создать что-то подобное. Но задачи для объекта с тех пор изменились. Сейчас они хотели, чтобы там могли собираться люди, общаться и устраивать форумы. Я сразу понял, что хочу сделать новую баню неким продолжением античной истории. Ведь по-настоящему банные сооружения использовались именно так в Древнем Риме. Они служили, помимо всего прочего, местом встреч интеллектуалов, где мудрецы весело проводили время, в том числе и в философских беседах.

Серия "Русская Античность", которую мы начали в Никола-Ленивце несколько лет назад, приобретает сейчас новое значение. Это действительно баня-форум, где чистота тела, мыслей и философской беседы будет реализована. В основе сооружения большое количество деревянных колонн, напоминающих древнегреческие и древнеримские. Древесина, из которой они созданы, собрана в том же лесу, откуда мы всегда берём материал. Поэтому баня с одной стороны имеет античные корни, а с другой - органична местному ландшафту и русской природе.
баня за рубежом
Фильм "Бани"
Документальный фильм рассказывает о поклонниках русской бани, которые решают воплотить свою страсть там, где это кажется практически невозможным - в самом центре Парижа, на берегу Тихого океана в Мексике и в пустыне на фестивале Burning Man.
Какова настоящая сущность традиционной русской бани, и возможно ли ее воплотить за пределами России? Три отважных героя отправляются в захватывающее приключение, чтобы доказать, что русская баня - это не просто строение, а философия, способная возродиться далеко от родной земли.

Иван Бояринцев отправляется в Мексику, чтобы построить баню прямо в госпитале на берегу океана. Лена, русская француженка, решает открыть первую баню в Париже, несмотря на огромные трудности с бюрократией и предательством. Саша Байбарин создает свою баню в пустыне на фестивале Burning Man, привлекая внимание американских поклонников. Они все объединены стремлением донести до мира идею, что русская баня - это особая философия, способная проявиться в самых неожиданных уголках планеты.
баня за рубежом