Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня, тут к бабке не ходи. Но далеко не в каждом доме были лавки, а уж отдельное строение и подавно.
Раскопками подтверждено существование бань в привычном понимании в Новгороде уже в XI веке, то в Москве самая ранняя и единственная обнаруженная во время раскопок баня относится к XV веку [Бобров А.Г., 2004]. В Ярославской губернии бани строились только в деревнях вдоль Волги, точно также как и в Тверской губернии. Не везде встречались бани в Московской, Владимирской и Смоленской губерниях [Тенишев В.Н.,2009]
По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств.
«Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствует отсутствие скотины и мебели».
«Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три-четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются две-три лошади, три-четыре коровы, два-три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар»
- Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей
Как правило, несколько семей объединялись и мылись по субботам, мужчины и женщины все вместе. Многие мылись один-два раза в месяц в избе в лотках или просто на соломе. В тех местностях, где бани отсутствовали, крестьяне парились в печах: давали остыть, стелили солому, залезали в печь, кропили мокрым веником стенки для получения пара. По окончанию процедуры окатывали себя теплой водой, стоя у лохани.
Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.П. Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведерки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют» [4., ф. 10, оп. 1, д. 121, л. 82].
В некоторых деревнях использовались для мытья, парения и вознесения языческих молитв овины и их упрощенные модификации – шиши (Лебедева Н.И., 1929 - прим. ред.).
Изначально постройки использовались для просушки сена и плодов, которые раскладывали на плетеных щитах. Их топили с вечера, чтобы светлое время дня употребить на молотьбу. Каменки в ямах под овином, по сути, являлись готовыми банями-землянками. Крестьянам оставалось лишь закрыть продух из ямы в овин и плеснуть воды на камни, чтобы попариться в «овинной бане», но и это. тоже было только у больших хозяйств. Для сушки небольшого количества снопов использовались «шиши» – яма с костром или каменкой, над которой возводили из жердей камеру для просушки снопов. Верхняя камера отделялась от нижней огневой камеры сводчатой кладкой, закрепленной глиной со щелями для прохода дыма и горячего воздуха. Шиши также использовались для устройства бань. Более того, иногда жерди обкладывали дерном или торфом, для превращения шиша в более основательную баню или в сезонное жилище. Яму у шиша и овина, где находилась каменка или костровище называли «лазня» или «влазня».