РУССКАЯ КУЛЬТУРА
от эксплуатации до переосмысления
курс лекций
обновленная программа
еще можно присоединиться
Старт 25 МАРТА
*

От сукна до кыштымского трикотажа:

прошлое и настоящее российского текстиля
часть 1
Масштабна и разнородна история русского текстиля, ремесла, которое сочетает в себе столетия традиций и умения, заложенные в людей с пелёнок. Собрали для Вас самое главное из истории текстильного мира России – от первых старославянских «полотен» до молодых российских дизайнеров, использующих ткани и исторические способы декорирования полотна.

Русь

До XVIII века основными материалами текстильной промышленности были шерсть и лён. Термин «полотно», который сейчас можно услышать в отношении любой ткани, тогда относился только ко льну, произведённому особым методом плетения – «полотняным», то есть через каждую нитку. В производстве также использовались крапива и конопля. Главными же способами производства были кустарные мастерские и домашние промыслы.
крапива и конопля для ткачества
ткачество на Руси

Основные ткацкие переплетения:

а) полотняное;
б) саржевое;
в) сатиновое;
г) атласное.
Основные ткацкие переплетения:

проект THE DOT HOME

Лён всегда был трендом в интерьерном дизайне благодаря своей лаконичной эстетике и интересной фактуре– его «устойчивые» свойства ценятся еще со времен Древнего Египта, изделия меньше всего подвержены растяжению и повреждениям, отражают УФ-излучение и не электризуются. Льняная ткань «дышит» – хорошо пропускает воздух, тем самым обеспечивает правильный теплообмен и создаёт ощущение свежести. Лён прекрасно впитывает воду, за счет чего одежда и постельное бельё максимально комфортны для применения.
Любовь Беляева,
мастерица набойки в мастерской «Ударница» (набойка и штампы)

Мне больше по душе хлопок. В магазинах тканей можно выбрать хлопок довольно разнообразный по плотности и цвету. Со льном, к сожалению, не так широк выбор. И цена на него выше, что делает не такими доступными изделия из него.

Но льняные изделия (если это не умягчëнный лён) очень фактурные и тактильные. Наверное, по тактильности с ними может соперничать полотно из крапивы или конопли.

Царская Россия

В первой четверти XVIII века, с началом петровских реформ, в России начали повсеместно создаваться текстильные мануфактуры, на которых большую часть производимой продукции солдатское сукно и парусина. Однако уже во второй половине XVIII века началось активное производство ситца.

В начале XIX века центром производства этой лёгкой ткани стала Московская губерния, а лидером индустрии – фабрика Михаила Титова. Там впервые смогли успешно заменить ручной труд специальными цилиндровыми машинами.
С. М. Прокудин-Горский. Крестьянка мнёт лён. Пермская губерния. 1910 г.

Советская Россия

Кризис Первой мировой и гражданской войн приостановил активное развитие отрасли, но в период с 1920 по 1930 годы текстильная промышленность в СССР была реконструирована и модернизирована. Начали открываться новые фабрики и заводы, а машинное ткачество и окрашивание тканей позволили увеличить качество, количество и разнообразие текстильных изделий. Особенно ярко влияние советской эстетики проявилось в так называемом «агиттекстиле» – тканях, через узоры которых транслировались политические и социальные ценности коммунистической России.
агиттекстиль CCCР
агиттекстиль CCCР
агиттекстиль CCCР
агиттекстиль CCCР
агиттекстиль CCCР
агиттекстиль CCCР
агиттекстиль CCCР

Современная Россия

В 90-е годы XX векапроизошло значительное снижение производства в лёгкой промышленности. Прежде всего, на это повлияло открытие рынка и массовый ввоз импортных товаров, что сделало отечественную продукцию неконкурентоспособной, особенно на фоне китайских производителей. Затем распад СССР усложнил поставки сырья из бывших республик – в России хлопчатник не выращивается. Более 80% хлопка производили Узбекская и Туркменская ССР.

Сегодня предприятия лёгкой промышленности расположены по всей стране, но особенная область – Ивановская. Здесь отрасль является доминирующей.

Одной из ключевых тенденций в современном интерьерном и текстильном дизайне является экспериментирование и сочетание идентичности разных народов, регионов, людей. Это создает новый декоративный стиль. В выборе материалов наблюдается стремление к простоте, чистоте и экологичности. Акцент смещается с количества на качество, внимание уделяется составу продукции, а устойчивое развитие становится важным принципом жизни.
В льняных жаккардах важна не столько функциональность материала, сколько эстетическая ценность и экологичность. Лён имеет совершенно другие свойства, нежели хлопок и тем более полиэстер. Это другая тактильность, совершенно иное восприятие окружающего мира.
— Анастасия Алиева, дизайнер по текстилю THE DOT HOME
Как мы говорили выше, лён в России практически не рос. Больше опыта в производстве льна у Беларуси. Например, локальная марка Linen Texture работает с Оршанским льнокомбинатом. Начиналось становление предприятия в 1930 году с льночесальной фабрики. Быстрому развитию способствовало как раз наличие необъятных льняных полей.

Набойка

Набойка – это традиционная техника украшения ткани с помощью резных деревянных штампов. На ткань наносится краска, после чего штампы отпечатывают узоры. Эта техника позволяет создавать яркие и устойчивые рисунки на различных тканях. В России набойка особенно популярна в Ивановской и Нижегородской областях, где мастера создают удивительно детализированные и сложные орнаменты. Такая техника используется для украшения одежды, постельного белья и предметов интерьера даже современными дизайнерами, сохраняя традиции и дух народного искусства.
штампы для ткани, набойка
штампы для ткани, набойка
Любовь Беляева,
мастерица набойки в «Ударница» (набойка и штампы)

Я использую хлопок, лëн и смесь льна и хлопка. Мне они больше всего нравятся из-за своей практичности и тактильности. Печать по ткани деревянными штампами вполне соответствует темпам жизни современного человека: можно практически сразу использовать изделие по назначению.

Также люблю набойку за возможность «присвоить» себе любую вещь – с помощью печати по ткани теми узорами, которые человек выбирает сам, он делает вещь абсолютно своей и ни на что не похожей.
И сегодня штампы остаются доступным способом декорирования . Простота нанесения логотипа и его особенный вид, демократичная альтернатива вышивке. Штампы становятся многоуровневыми и делаются не только из дерева, компилируются техники. Например, рисунок дополняется вышивкой.
Коллаборация мастерской набойки "Ударница" и Ивана Хафизова
Ещё один формат коллабораций – связь между промыслами и проектами: основатель «Виртуального музея наличников» Иван Хафизов и мастерская набойки «Ударница» сделали штамп наличник:
Самый первый наличник нарисовали Илья и Иван. Это несколько изменённый наличник из дома в Красносельском районе Костромской области. Мне нравится деревянная архитектура и радует, что в нашем городе ещё есть дома с наличниками.

Первый шопер с наличниками появился как идея домика, который всегда с тобой. С тех пор очень много разных сумочек разошлось по стране с этим наличником.
Была долгое время мечта расширить коллекцию наличников. И сейчас мы это делаем. Появился второй большой наличник, с которым связана моя личная история: он из дома, который через перекрёсток от моего первого жилья в Костроме. Я всегда останавливалась возле него и рассматривала. Тогда я и обратила внимание, что каждый наличник разный, каждый рассказывает свою историю. Этот, например, с драконами. А первый – с птицами.
В планах сохранить в изображении и дать новую жизнь как можно большему количеству наличников.
— Любовь Беляева, мастерица набойки в «Ударница»
Набойка
сумка с наличниками
Набойка
шопер, коллаборация мастерской набойки

Линогравюра

Линогравюра, возникшая на рубеже XIX–XX веков с изобретением линолеума, представляет собой разновидность художественной графики. В этой технике художник использует штихели, как и в ксилографии, но вместо деревянной доски – линолеум или синтетический пластик толщиной 2,5–5 мм. Мягкость и пластичность линолеума облегчают работу, позволяя создавать крупные чёрно-белые пятна, яркие контуры и широкий штрих. Линогравюра также поддерживает тонкий штрих, но имеет недостаток: деформация формы при печати ограничивает возможности тиражирования. Поэтому для книжной графики предпочтительнее ксилография.
линогравюра
Для ткани линогравюру применяют редко. Но сама по себе возможность есть, в том числе и как элемент стилизации в сочетании с другими направлениями, и полноценно. Нанесение рисунка штампом при должной ловкости рук возможно на дереве, керамике, упаковке. Изображение, созданное при помощи штампа, можно также, как и акварельное или любое другое, оцифровать и размножить уже в типографии. При хорошем исполнении работа будет выглядеть вполне красиво и намного доступнее оригинала, ведь продукцию с этим принтом можно выпускать в промышленных масштабах – от открыток и блокнотов до рулонов ткани и обоев.
Маргарита Ерахтина,
художница по текстилю, иллюстратор
творческая мастерская Privy Tailor.

Сначала попробовала работать с трафаретами, а позже вспомнила из студенческих времён такую технику, как линогравюра. 10 лет назад подходящего гомогенного линолеума я не нашла, поэтому начала экспериментировать с тем материалом, который есть почти во всех строительных магазинах. Классическая техника вырезания на толстом вспененном бытовом линолеуме не подошла, поэтому я решила экспериментировать с инструментами, нащупала свой подход. Так же было и с красками, и с техникой печати. Мои штампы – что-то среднее между линогравюрой и традиционной набойкой. Они достаточно высокие, чтобы уверенно наносить краску губкой и получать качественные оттиски, при этом их можно спокойно вырезать дома за обычным столом.

Я искала практическую реализацию своего творчества и нашла уникальный стиль в линогравюре и массу возможностей. Например, наносить краску на штампы с переходами оттенков, дополнительные слои. Благодаря линогравюре я сильно выросла в рисунке, стилизации, композиции и работе с цветом. Меня всегда вдохновляли винтажные ткани, обои и старые детские книги. До сих пор моим ориентиром остаются работы Уильяма Морриса.

Я печатала на разных материалах: ткань, кожа, бумага, дерево. Нужно только подобрать подходящую краску. На глине и тесте для печенья делала рельефные оттиски. Просто ткань мне ближе всего. Я покупаю ткани разного цвета и разного состава, чтобы печатать демонстрационные оттиски для контента. Да и просто люблю печатать свои иллюстрации, постоянно ставлю перед собой новые задачи и экспериментирую, чтобы потом делиться опытом с выпускниками, подкидывать им интересные идеи.
Линогравюра, Privy Tailor
Часто в голове возникает простая связка: если ручной труд, ткачество, набойка, значит, скорее всего, мастер будет работать опираясь на фольклор, лубочные сюжеты. Но современные художники работают с историческими техниками как основой, нанизывая на технологию тренды и концепты сегодняшнего дня.
Я не фанат народной тематики и чего-то традиционного. В целом, мне очень нравятся орнаменты. Ведь зачастую в их основе лежат растительные мотивы. Растительная тематика – то, что я чаще всего печатаю. Но рисовать свои орнаменты меня не тянет, а вырезаю я уже долгое время только свои работы. Это намного приятнее, чем брать чужое или сугубо традиционное.

В моих иллюстрациях можно увидеть эксперименты со стилизацией растений, например, однолетников, которые я выращиваю на своем балконе, грибы, фрукты, ягоды и овощи интересных форм, которые приятно изучать и рисовать. Также присутствуют насекомые, птицы и животные.
— Маргарита Ерахтина, художница по текстилю, иллюстратор // творческая мастерская Privy Tailor

наличники в интерьере
батик
Батик – это уникальная техника росписи по ткани, при которой рисунок создаётся с помощью восковых резервов и красителей. В России батик впервые появился в начале XX века благодаря русским художникам, которые начали перенимать и адаптировать эту технику из азиатских стран. В итоге в России батик стали применять в декоративно-прикладном искусстве, где он используется и по сей день для создания панно, одежды и аксессуаров.

Ткачество

В России уникальные техники ткачества нашли выражение в первую очередь в ковровых промыслах Черноземья. Воронежские, Курские, Саратовские и Тульские ковры славятся высоким качеством и уникальными орнаментами. Используются преимущественно шерсть и лён, что делает изделия не только прочными, но ещё мягкими и тёплыми. А ручное производство позволяет создавать ковры с уникальным геометрическим и природным орнаментом, отражающим культурные традиции региона.
Ткачиха
Ткачиха
Сегодня многие российские бренды так или иначе обращаются к дизайнам, техникам и материалам прошлого. Собрали для вас подборку тех, к которым точно стоит обратиться в поисках аутентичности в современном исполнении.

Возможности развития ручного труда и натуральных тканей

Где искать информацию о промыслах? Как восстанавливать фабрики и технологии? Важными являются и вопросы популяризации ручного труда, и внимание использованию натуральных материалов.
Проект THE DOT HOME

Историческая Мануфактура Балина является нашим титульным и экспериментальным производством, где второй год активно ведутся реставрационные и реновационные работы. Весной 2018 года мы посадили 250 гектаров льна, тем самым обеспечив полный контроль производства выпускаемой продукции на всех этапах: от выращивания культуры до пошива изделий.
Несмотря на стремление к новому, мы с особым интересом относимся к аутентичным текстильным техникам, активно экспериментируем с ручными ткацкими станками и ручным окрашиванием пряжи.
Первая коллекция текстиля и мебели the.DOT.home наполовину рукотворная, выполнена с использованием ремесленных техник и декоративных элементов.
Мануфактура Балина
Поле льна
Обращаясь к историческим технологиям, современные художники ищут возможности для самореализации. Помимо эстетики и творчества здесь, конечно, важна и коммерческая составляющая.
Ирина Семенова
профессиональный мастер по шитью, вязанию, ткачеству

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте могут смешиваться текстильная или обычная пряжа, арт-пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница. Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.
Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Если вы хотите попробовать ткачество, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий можно сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений. Например, специальных рамок разных форм и размеров. С их помощью можно соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.
Ручное ткачество
Ручное ткачество
Если это нечто забытое, необходимо рассказать о технологии, попробовать ее 1000 раз прежде, чем получится стоящий образец. Затем необходимо продвижение, работа с аудиторией. Так как мы говорим о тканях, одежде, важны носкость, качество, возможности создания и нанесения новых принтов, логотипов и прочего.
Маргарита Ерахтина
художница по текстилю, иллюстратор
творческая мастерская Privy Tailor

Вариантов развития много, если любишь рисовать, вырезать штампы и печатать. Я начинала с ведения соцсетей. Мне так нравились результаты, что хотелось кричать на всем мир: «Ну вы только посмотрите, что у меня получилось!»

Когда заказов стало больше, я ушла с работы, сняла мастерскую и продолжала делать то, что люблю, но уже с осознанием, что необходимо глубже вникать в монетизацию. Таргет, коллаборации, мастер-классы, сарафанное радио. Если делаешь качественно, заботишься о комфорте заказчика, то тебя ценят и советуют другим. Например, я всегда вкладывала очень подробную инструкцию по печати и уходу за штампом, губки для нанесения краски, импровизированную палитру для первых экспериментов, а иногда и баночку с краской. Большие заказы оформляла в боксы, будто внутри коробки целая мини-мастерская.

Продажи перерастали в дружеские отношения с заказчиком. Позже от аудитории появился запрос на создание штампов. Так что я создала для выпускников онлайн-мастерскую.

Благодаря всему этому ты начинаешь обрастать репутацией и лояльностью людей. Главное правило – постоянно что-то делать, рассказывать о своих услугах и показывать, что ты умеешь. И даже если бывают провалы в рабочем настрое, возвращаться, анализировать проблемы и пробовать снова и снова.
Работы мастерской Privy Tailor
Работы мастерской Privy Tailor
Работы мастерской Privy Tailor
Главный вопрос монетизации – сколько мастер сможет изготовить и хватит ли этого, чтобы продолжать реализовываться, не выгорая. Если художник замыкает на себе только процессы по нанесению, то коллаборации – это то, что может рассказать о нем большему количеству людей, а у брендов, которые будут сотрудничать может появиться свой уникальный стиль, интересная коллекция, переосмысление собственной айдентики.
Маргарита Ерахтина
художница по текстилю, иллюстратор
творческая мастерская Privy Tailor

Ручная печать – удовольствие трудо- и времязатратное, при этом очень уникальное и атмосферное. Нужно понимать, что вся суть не в возможности просто многократно отпечатать узор, а в том, как он создавался: в уникальности, в эстетике и даже в тактильных ощущениях. Эти нюансы должны иметь значение в коллаборациях.

На протяжении нескольких лет я печатаю для Parapelsonэто блокноты и фотоальбомы с моими оттисками на обложках. Этим летом подружилась с питерским брендом «Роща, с которым мы сейчас делаем небольшие текстильные изделия и скоро представим их миру. Однажды мне писал очень крупный бренд одежды с запросом использовать ручную печать на их платьях. Но на тот момент, да и сейчас, если честно, я не была готова выпадать из своих отлаженных рабочих процессов на несколько месяцев, чтобы реализовать их идею. Мне комфортнее двигаться медленно, но верно к своим целям, работать с отдельными мастерами или небольшими атмосферными брендами. Изматывающие короткие забеги для меня хуже, чем четкий график с балансом работы и отдыха. Иначе привет, выгорание!

Одежда и аксессуары

ОРНАМЕNТЫ / ЛЮБА ТЕПЦОВА

[традиционные орнаменты]
[вышивка на современный лад]

ALEXANDRA GEORGIEVA

Бренд филолога Любы Тепцовой, использующий орнамент как метаязык для создания авторских узоров-текстов и всех возможных изделий с ними.
Главная особенность всех изделий бренда – неизменное присутствие уникальной ручной вышивки, выполненной в старинной технике крестецкой строчки.

MASHA ANDRIANOVA

Создательница бренда, Маша Андрианова, в создании своих коллекций вдохновляется народным костюмом его структурой и историей. Отсюда и самый популярный товар бренда – женская длинная рубаха-пальто из льна и хлопка.

LABASE

Бренд, использующий в создании своих изделий традиционные приёмы кроя. В традиционных техниках выполняется вся коллекция: от шапочек-шлемов до пальто и платьев.

КОТОМА

Сумки-конструкторы изо льна – пожалуй, самого главного материала в истории российского текстиля, которые можно настраивать под себя благодаря съёмным подвесным элементам.
[исторические мотивы]
[работа с тканью]
[функциональный лён]

PROVENCE BELIMOVA

[ткань и любовь к деталям]
Анна Белимова, основатель бренда:
«Мне хочется, чтобы наши дети и внуки знали, что такое коклюшки, подзоры, вышивка крестиком… Хочу, чтобы знали аромат накрахмаленного белья.
Хочу, чтобы с улыбкой вспоминали своё детство, когда просыпались в «льняных объятиях». Это миссия нашей мастерской».

Домашний текстиль

LINEN TEXTURE

Первый российский бренд, который начал работать в технологии STONEWASHED для смягчения своих льняных изделий. Лён здесь везде – от одежды до постельного белья, а спокойные однотонные цвета и классический крой делают создают изделия с «вневременной перспективой на века».

АЛТАЙ ТРАДИЦИЯ

Бренд текстиля для дома и не только, использующий в своих дизайнах эстетику росписи крестьянских домов Алтая.

TKANO

Домашний текстиль, вдохновлённый культурой и традициями разных народов. Бренд сотрудничает как с российскими, так и зарубежными дизайнерами, создавая функциональный авторский текстиль.
[и снова лён]
[культура и история Алтая]
[игра с орнаментами]

РОЩА

[новое прочтение классических материалов]
[аутентичные текстильные техники]

THE.DOT.HOME

Стёганый плед и скатерть «Самобранка» – этот молодой российский бренд использует натуральные ткани для создания ярких изделий домашнего текстиля. (А ещё у них можно сделать текстильный проект под свой запрос!)
Бренд интерьерных тканей и текстиля для дома с локальным производством. В качестве главного материала используют лён, из которого создают изделия в традиционных ремесленных техниках.
Автор статьи – Ирина Белоусенко, Ксения Юровская
Редактор проекта «Новый Русский // Культурный код»
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"