К основному контенту

на календаре – космос

говорим о прекрасном с Александрой Саньковой
Цвет нашего космического материала мог бы быть синим или чёрным, но мы выбрали так называемый «космический латте» – оттенок белого цвета, представляющий собой усреднённый цвет Вселенной. Название было придумано группой астрономов из Университета Джонса Хопкинса.
генеральный директор Московского музея дизайна, куратор, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Член Национальной академии дизайна, Союза дизайнеров России, Московского Союза Художников, лауреат Лондонской биеннале дизайна (2016 год), обладатель награды за развитие дизайна в России на международном культурном форуме в Санкт-Петербурге (2016 год), в 2022 году была награждена почётным знаком Союза дизайнеров России «За заслуги в развитии дизайна».
Анна Янчевская
Культурный предприниматель (Чихо, Охотка, партнер Novikov School), преподаватель, куратор образовательных программ. Она является нашим другом и женщиной, которая глубоко погружается в смыслы и обладает прекрасным вкусом.
Вадим
разумов
Александра Санькова
Что было раньше: яйцо или курица? Космос научный – космос искусства– достижения?
Прежде всего, космос – это мечта!

Сначала это была именно мечта. Космосу поклонялись, им любовались, по нему читали судьбы и делали предсказания. Потом предчувствия космоса были изложены в фантастических рассказах, полунаучных и научных концепциях. Так космос постепенно стал приближаться к нам. И в какой-то момент мы стали с ним единым целым.
Как космос научный отражался в искусстве? Это искусство, которое радикально переосмысливает, приукрашивает или всё же реализм?
Константин Циолковский опубликовал в журнале «Научное обозрение» первую часть своей работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней он доказал возможность полёта в космическое пространство. Через девять лет после этого во Франции и шестнадцать в США были опубликованы аналогичные работы.

Ранние визионерские публикации Циолковского – «Мечты о Земле и небе», «На Луне», «Исследование космических пространств реактивными приборами» – в начале ХХ века прошли незамеченными. Он издавал брошюры на собственные средства и пытался привлечь ими внимание к строительству небольших пробных ракет, но усилия были напрасны: лишь после Октябрьской революции его идеи получили широкое признание.

1920-е годы идеально подходили для того, чтобы мечтать, проектировать будущее, выдвигать на суд коллег и общественности самые невероятные концепции. В 1923 году в Советском Союзе было организовано Общество друзей воздушного флота, которое, в частности, занималось популяризацией идей Циолковского о ракетных полётах. А к началу 30-х годов советские ученые и инженеры уже активно экспериментировали с ракетами на жидком топливе.

Первая «Космическая» литература

Первопроходцами в искусстве были не художники, а писатели. Одной из первых «космических» книг раннего периода научной фантастики считается роман Алексея Толстого «Аэлита», напечатанный в журнале «Красная новь». По сюжету гениальный энтузиаст Лось строит ракету и, взяв в попутчики красноармейца Гусева, отправляется на Марс. Там герои обнаруживают цивилизацию, пребывающую в упадке. Лось завоёвывает сердце прекрасной принцессы Аэлиты, а Гусев, как и положено истинному коммунисту, организует революцию.
Аэлита (1924)
25 сентября 1924 года состоялась премьера немого художественного фильма, снятого по книге «Аэлита». В фильме показали футуристическую архитектуру и костюмы жителей Марса, которые остро контрастировали с реалиями трудовых будней советских граждан.
Герои множества других книг этого периода также отправлялись в космос, где агитировали жителей строить коммунизм и совершали межпланетные революции. Например, персонажи писателя Виктора Гончарова – комсомолец Андрей и учёный Никодим – помогают аборигенам совершить революцию на Луне (дилогия «Межпланетный путешественник» и «Психомашина», 1924 год).
Эпоха Space Age в искусстве, которая пришлась на 1950 – 1970-е годы, была тесно связана с оптимизмом и прогрессом, вызванными активным освоением космоса. Эта эпоха в искусстве отражала стремление человечества к исследованиям, открытию неизведанных горизонтов и технологическим инновациям. Вдохновлённые достижениями в космонавтике, художники, дизайнеры и архитекторы начали использовать космическую тематику, абстрактные формы и футуристические стили.

Завершается эпоха переосмыслением – дизайн космической эпохи не исчезает, концепции и образы интегрируются в пост-модерн.
Space Age - эпоха космического дизайна вещей⁠⁠
Verner Panton / проигрыватель Electrohome Apollo 860 / Joe Colombo

Супрематический космизм

Супрематизм – наивысшее искусство. Беспредметное. Парящие в пространстве цвета и геометрические фигуры. Космос, который Малевич создал ещё до революции был безупречным (это космос дизайнера!). Малевич во многом предвидел будущее. Теперь в форме архитектонов строят современные ЖК, делают предметы мебели, радио- и аудиотехнику, электронику. Да всё что угодно. И да, даже космические станции похожи на его супрематические композиции. Я думаю Малевич, Циолковский и другие гении просто транслировали то, что им передаёт вселенная. У таких людей более тонкие настройки.

Александра Санькова

Живопись художников-космистов

С начала 20-х годов появилось огромное количество периодики, рассказывающей об освоении Земли и её недр, о грядущем переселении на другие планеты – иными словами, о светлом будущем коммунистического мира. Эту работу художников-иллюстраторов и оформителей позже продолжили художники-станковисты и монументалисты.
В 1933 году был основан легендарный журнал «Техника – молодёжи» (обложка 1938 года из собрания МИРА коллекция), который до настоящего времени остаётся одним из ведущих научно-популярных изданий России. Изначально это было сугубо техническое издание, однако вскоре в нём начали публиковать лучшие произведения советской и зарубежной фантастики. Тиражи журнала достигали 150 000 экземпляров, а иллюстрации были просто невероятными.

Научно-фантастические иллюстрации 1920-х – 1930-х годов визуализировали возможные достижения великого социалистического будущего, развитие технологий и всех областей науки. На них земляне сооружали огромные фабрики по добыче и переработке полезных ископаемых на астероидах, а небесные тела при помощи тысяч сопл, автоматически управляемых на расстоянии миллионов километров, сами становились инновационными космическими кораблями, транспортирующими полученные богатства с Марса или Венеры.

Художники создавали высокотехнологичные, многоуровневые города, жители которых передвигались на легковесных летательных аппаратах. Казалось, что создания «воздушных велосипедов», «воздушных мотоциклов» и иных индивидуальных средств передвижения в атмосфере и космосе оставалось ждать не более десятилетия.

Иллюстрации в журналах способствовали развитию воображения советских граждан, мотивировали их к ударному труду и учёбе. Ведь именно им предстояло в недалёком будущем управлять недрами Земли и других планет, строить аэросани, гирокоптеры, монорельсы, центры управления полётами и транспортные узлы в космическом пространстве, а также инициировать революции среди инопланетных цивилизаций, если там царило классовое неравенство.
Александра Санькова
Александра Санькова:
В начале 1970-х в журнале появились работы молодого художника Николая Недбайло. Его иллюстрации словно воплощение образов из произведений Ефремова, Стругацких и других писателей: встречи с инопланетными цивилизациями, города на Марсе и Юпитере, техника и архитектура будущего, живые паруса, биороботы, станции для выращивания живых домов. Неземная розово-фиолетовая или охристо-алая палитра, бионические формы – работы Недбайло я бы даже назвала психоделическими.
Иван Ефремов:
«Его "Живые паруса" - весть из того чудесного, красочного будущего, которое всегда будет манить звёздных первопроходцев. Его "Москва третьего тысячелетия" внешне разительно отличается от той Москвы золотоглавой, которая долгие века была символом красоты для каждого русского человека. Но это та прекрасная Москва, которая через сто или тысячу лет будет светиться в сердцах наших потомков». (Техника-молодежи.- 1972.- № 6.- С. 11-14)

Оформление журналов 1970-х годов отличалось разнообразием персонажей и деталей, сложностью ракурсов в иллюстрациях и более глубокими историями.  Художники часто работали в нескольких журналах одновременно, такое сотрудничество было долгосрочным. Например, Роберт Авотин, во многом благодаря которому сформировался стиль «Техники – молодёжи» в 1970-е годы, сотрудничал с журналом более 30 лет. Он иллюстрировал не только обложки, но и популярные рубрики «Антология таинственных случаев» и «Клуб любителей фантастики». Художник также работал над периодическими сборниками «Фантастика» и «Тайны веков» издательства «Молодая гвардия», над серией «Библиотека советской фантастики» и обложками журнала «Юный техник». Документальная точность Авотина, детализация самых невероятных фантазий, будь то стрекоза-самолёт, встреча с пришельцами или подводная экспедиция, очень нравились читателям.

Реалистично изображать космос стремился Андрей Соколов. Он черпал вдохновение в первых фотографиях из космоса, лично общался с космонавтами, например, часто работал с космонавтом и художником Алексеем Леоновым. Иллюстрации Соколова публиковали на своих обложках «Техника – молодежи», «Искатель» и другие журналы, и даже выходили в качестве отдельных художественных изданий. В коллекции музея дизайна есть несколько наборов открыток, книги Леонова и Соколова.

«Фобос исследует Фобос» (Холст, масло. 90х70 см, 1980-е годы) / Перед стартом (Холст, масло. 1982 год) / Поехали! (Холст, масло. 1988 год) / Домой (Холст, масло. 1988 год)

Когда промыслы обратились к космосу?
Также в советское время. Если до революции на шкатулках и панно изображали рай с птицами, ангелами, то после полёта первого спутника стали рисовать аэропланы и космонавтов! Вместо чертей, появились шахтёры – это тоже интересный факт. Удивительные вазы, шкатулки, ковры и текстиль с космической тематикой можно найти в коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, в Историческом музее и музее Царицыно.

Подборка исторических и философских миниатюр Калерии и Бориса Кукулиевых в стиле палехской росписи.

Александра Санькова:
Когда я готовила свою книгу «Soviet Space Graphics: Cosmic Visions from the USSR», читала очень много советских книг, в том числе мемуары космонавтов. Особенно меня поразила книга Юрия Гагарина «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР». В книге Гагарин простым и доступным языком излагал те чувства, которые испытывал на орбите и после приземления:

«Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке.
Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь...
Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь всё ещё был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они ещё не видели.
– Свои, товарищи, свои, – ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем.
Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
– Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
– Представьте себе, да, – сказал я.
– Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! – закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.
Это были первые люди, которых я встретил на Земле после полёта – простые советские люди, труженики колхозных полей. Мы обнялись и расцеловались, как родные».

Безусловно, первый полет в космос был подвигом. И Гагарин стал мировой легендой. Смелость, ум, потрясающая внешность, конечно же, он сразу стал идеальным героем для советской PR-индустрии, символом. Его изображали на фасадах зданий, в скульптуре, живописи, графике, кино и театре. Изображения могли быть в разных стилях, а их исполнение – в разных техниках и материалах. Но при первом взгляде на работу было ясно, что это первый космонавт – Юрий Гагарин.
это странно!
Говоря о Гагарине, нельзя не вспомнить мифы и предположения, которые появились после того, как космонавт был объявлен погибшим. Уже в текущем году мы можем ожидать исполнения одного из них. Так, ясновидящая из Нижневартовска Ольга Гурбанович заявляла, что Гагарин живёт на планете Уран и ещё вернётся после 2025 года. На Уране он оказался из-за преследования властями.
Как мечты о космосе нашли отражение в архитектуре?
Мечта о полёте полностью завладела сознанием советских людей. Изображения Вселенной появлялись в оформлении интерьеров и экстерьеров общественных зданий, памятники космонавтам были в каждом городе.

Можно сказать, что сложился «космический стиль» и в советской архитектуре: строящиеся дома и общественные здания напоминали межпланетные корабли, спутники и тарелки. На детских площадках появились диковинные планеты, ракеты и импровизированные научные станции, стены детских садов и школ украшались изображениями звёзд и галактик. В оформлении станций метрополитена использовались образы космонавтов. Космическая тематика доминировала и в оформлении народных празднеств. Улицы пестрели лозунгами и плакатами с надписями «Коммунисты прокладывают путь к звёздам», «Наука и коммунизм неразрывны».

Архитектура планетариев

Советским правительством был принят план по просвещению населения, планетарии и обсерватории открывались по всей стране. Для планетариев строили специальные здания, их украшали скульптурами, барельефами и монументальными росписями заслуженные советские художники. Эти здания располагали в центре городов, в общественных парках. Примерами являются Барнаульский планетарий, Большой новосибирский планетарий, Владимирский планетарий, Волгоградский планетарий, Калужский планетарий и так далее.

Распространённой практикой было переоборудование церквей в планетарии. Например, Барнаульский был устроен в здании Крестовоздвиженской Церкви, а местное кладбище переоборудовано в общественный парк, Владимирский планетарий располагается в Николо-Кремлёвской церкви.

Волгоградский планетарий, фото из социальных сетей проекта

Каков формат взаимодействия религии и космоса?
На советских плакатах и в журналах частой темой для юмора становился сюжет о том, как космонавты ищут Бога в космосе. Я видела такие плакаты на выставке в Московском планетарии.

Развитие науки и техники, исследования космоса и особенно полёты первых космонавтов стали мощным инструментом в идеологической борьбе научного атеизма с религией, которая мыслилась пережитком дореволюционного царского режима.

Города и летательные аппараты Георгия Крутикова

Насколько отличается космос российский от космоса зарубежного?
Наш космос мирный, в нём мало страшного. Это мир, в котором живёт Громозека, побеждают дружба и любовь. Наш космос предназначен для того, чтобы мы могли перенести туда свой собственный дом.

Студент архитектурного отделения ВХУТЕИНа Георгий Крутиков, в будущем известный советский архитектор, метростроевец и историк архитектуры, в 1928 году представил экзаменационной комиссии проект летающего города. Крутиков предлагал оставить на Земле лишь рабочие и промышленные объекты, а жилые поднять в небо. Он выдвинул концепцию, согласно которой каждая общественная формация порождает свой тип города: феодализм – центрально-радиальную планировку с крепостью посередине, капитализм – перпендикулярное пересечение улиц в плане города. Новый общественный строй должен оторвать человечество от Земли и поселить его в летающем городе. Вдохновленный разработками Циолковского, архитектор предлагал оставить Землю для труда и отдыха, а повседневную жизнь перенести в воздушное пространство единообразных городов-коммун.
Освоение космоса стало частью пропаганды советского строя. Это повлияло положительно на саму отрасль?

Мой любимый предмет из коллекции Московского музея дизайна – самовар  «Спутник». Его в начале 1970-х на Суксунском заводе металлических изделий (Пермский край) спроектировал дизайнер Константин Собакин в рамках программы диверсификации. Изделие сильно отличалось от традиционного самовара. Он был шарообразной формы, вместо ручек по «орбите» проходило кольцо из пластика, ножки сужались конусами по типу антенн первого спутника Земли. Этот самовар часто дарили западным партнёрам и советским космонавтам.
Советские дизайнеры, художники-конструкторы, трудившиеся в различных отраслях промышленности, создавали пылесосы в виде ракет и спутников, ткани с космическими орнаментами, тематические ёлочные игрушки, пластмассовые ракеты и кукол-космонавтов. В честь космических станций называли часы, сигареты и конфеты. Например, после полёта первого советского космонавта на корабле «Восток», огромными тиражами стали производить одноимённые настольные  часы. Первая партия была выпущена на челябинском часовом заводе «Молния» в 1961 году. На том же заводе производили, кстати, приборы для оборонного и космического комплекса.
Космос в украшениях и графике Нади Леже
В 1970 году Надя Леже создала серию супрематических украшений, выполненных по её живописным и графическим произведениям из золота, платины и бриллиантов.

Шесть лет спустя 37 драгоценных «космических» предметов – броши, кольца, часы-браслеты – она преподнесла в дар Советскому государству. В 1980 году они были переданы Музеям Московского Кремля, где хранятся по настоящее время.
Современный космос – какой он?

Сейчас космос – важная часть нашей жизни. На ВДНХ реконструировали и открыли потрясающий павильон, посвящённый космосу. На выставке «110 | Российский дизайн 1915-2025» Московского музея дизайна в Новой Третьяковке мы сделали раздел «Космический модернизм», где показали, как новые технологии и освоение космоса повлияли на дизайн. Безусловно, сейчас дизайнеры часто обращаются к теме космоса, и эта тема никогда нас не отпустит.

Площадка в космическом стиле на ВДНХ

События, отели и проекты

«Москва на орбите»

День космонавтики в Детском центре Музея Москвы

Отель в Домбае «Тарелка» (дом «Футуро»), Приэльбрусье

На отметке в 2250 метров склона горы Мусса-Ачитара по-прежнему можно увидеть «Тарелку». Её Домбаю подарил финский президент Урхо Кекконен после путешествия по Кавказу. С 1979 года и до сих пор гостиница принимает гостей.

Фото: Виталий Созинов/ТАСС; Виктория Богачева

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге

Первый в мире и крупнейший в России музей космоса. Включает в себя музеи-квартиры, а также здесь проводится научно-исследовательская работа по изучению и пропаганде творческого наследия К.Э. Циолковского, отечественных и зарубежных пионеров ракетно-космической техники, А.Л. Чижевского.

[сайт] / фото – Анастасия Ивашкина

Истории молодых учёных

«Правила жизни» отыскали молодых специалистов из самых разных городов России и отраслей науки – от биологии до ракетостроения, от химии до филологии, от исследования культуры до добычи полезных ископаемых.
Редакция выяснила, как сложился их путь в науку, какие идеи захватывают их сегодня и как складывается научное сообщество, чья работа определит достижения страны.
Фото: Анастасия Ивашкина, социальные сети проекта

Современное искусство и проекты, осмысляющие космос

14 000 Р.

Qari Qris x Маша Егорова

5 500 р.

Подвеска лазуритовая планета

2 490 р.

футболка

Moonswoon
коллаборация «РоскосмосА» и коммуникационной группы Illan Communications

Консоль
Тарас Желтышев

Будет представлена на «110 | Российский дизайн 1915-2025»
4 200 Р.

Жилет "Отзовитесь, Марсиане"

от 799 р.

Тайна третьей планеты

1 584 р.

Зигзаг: Космос

Книга-раскладушка от издательства Самокат
Brick labs
"Привет, мишка"

коллекция
"космос"

Фарфоровая мануфактура

Ольга Солдатова

— художник, дизайнер, архитектор. Она создала свой стиль, в основе которого советская символика, искусство 20-х годов, конструктивизм, творчество Александр Дейнеки. Всё это находит своё отражение в мозаике, предметах мебели, панно, расшитые бисером и полудрагоценными камнями.

Любимые объекты — расшитые бисером звезды и самолеты, истоки этой любви лежат еще в детстве художника.

коллекция на основе гобелена «Солнечная энергия»

Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"