РУССКАЯ КУЛЬТУРА
от эксплуатации до переосмысления
курс лекций
обновленная программа
еще можно присоединиться
старт - 16 сентября
*

Игрушка как культурный объект

Опыт JOUJOU kids
Что может рассказать ребёнку игрушка? Обычную историю – как катится машинка или поёт кукла – или нечто большее: как устроен мир, кто такой Чайковский, зачем художники искали свет в эпоху модерна? На пересечении игры, образования и искусства возникает особая форма – образовательная игрушка, в которой заложено не только действие, но и содержание.
В русской культуре давно существовали примеры игрушек, наделённых символикой, характером и даже философией.

Богородская деревянная игрушка с движущимися частями – это не просто ремесло, но и остроумная механика. Дымковская игрушка – не просто украшение, а носитель декоративного языка – яркого и праздничного. В этом ряду современные авторские игрушки могут выполнять похожую функцию – быть частью культурного диалога.
Мы уже рассказывали о том, как создаются совместные сувениры, и это понятная история. Но что, если создаваемые объекты будут предназначены не для увлечённых взрослых, а для детей? О работе с искусством, наукой, музеями и, главное, о концепции и работе с культурным кодом, детьми и учёными расскажет основательница бренда JOUJOU kids (Жу-жу) Ирина Воротынцева. Дополнили комментариями детского психолога Анны Булаевой и Мариам Андреасян, работающая в сфере управления музейными проектами.
Ирина Воротынцева
основательница бренда JOUJOU kids (Жу-жу)

Пространство детской игрушки

Проект исследует это пространство через сотрудничество с музеями, работу с художниками и создание игровых форматов, которые обращаются к знанию, а не только к развлечению.
В музейных магазинах давно появились детские игрушки. Они опосредованно связаны с самими музеями и призваны решать задачу по увеличению выручки. Осознанная же работа с игрушкам началась относительно недавно: сейчас музеи задумываются о вкладе в развитие детей и культуры. Поэтому мы будем всё чаще встречать развивающие игры, настольные игры, конструкторы, пазлы, книги для детей, которые сделаны профессиональными методистами в коллаборации с научными сотрудниками музеев, художниками. Задача таких сувениров – быть полезными, вносить свой вклад в образование и популяризировать культуру через интересные, понятные для детей носители.
Мариам Андреасян
управленец в культуре, организатор конференции «Музейный сувенир». Автор телеграм-каналов «Музейный сувенир», «Музейный университет», «Диалекты».
Это деревянная игра, вдохновлённая старинными изразцами XVI–XVII веков из музейной коллекции.

На планшете – подвесные изразцы и справочная информация о каждом из них. Среди изображений – грифоны, китоврас, барсы и кентавры.

Игра знакомит детей с историей и искусством, развивает память, воображение и внимательность, погружая в визуальный мир средневековой культуры.
Коллаборация JOUJOU kids и Музея Москвы
— Искусство не даёт готовых ответов, но учит задавать вопросы. Это формирует воображение, способность к сопереживанию, понимание контекста.
Почему детям важно изучать искусство?

Деревянный тетрис «Передвижники»

Развивающая игра для детей от трёх лет. Она тренирует моторику, внимание, память и логическое мышление.

Во время сборки ребёнок может придумывать собственные истории по мотивам картин художников-передвижников.

Элементы тетриса выполнены из безопасного дерева, имеют яркий акварельный дизайн и тщательно обработаны для комфортной игры.
Игра помогает развивать усидчивость, воображение и творческий подход – всё через увлекательное взаимодействие с искусством.
В основе многих наборов JOUJOU kids – музейные сюжеты. Здесь речь идёт не о репродукции, а о попытке ввести ребёнка в художественный процесс, предложить ему познакомиться с эпохой, стилем, автором. Сюжеты подаются в форме пазлов, карточек, настольных игр. Но под игровым действием скрывается содержательный пласт: биография художника, исторические детали, культурные связи.
коллаборация Jou Jou Kids и «Юного Искусствоведа»

В игру легла обложка выпуска журнала про Эрмитаж. Иллюстрацию в лубочном стиле создала художница Ольга Флоренская, где яркие формы и музейная поэзия превратились в настоящую арт-головоломку, представляющую собой игру-пятнашки, где каждый ход – это шаг в сторону культуры. Настоящее маленькое приключение в карманном формате с трепетным отношением к эстетике и любовью к натуральным материалам в стиле JOUJOU Kids.


Теперь Эрмитаж можно собрать по кусочкам, и понять, что искусство не только в музеях, но и в руках, которые двигают плиточки.

Помимо музеев, проект взаимодействует с наукой, учителями и школами. Например, одна из разработанных игр посвящена Менделееву и сну, в котором ему приснилась таблица. Именно с этой игрой команда JOUJOU прошла в финал национальной премии «Родная игрушка». Над игрой работали не только дизайнеры, но и учёные. Игровой процесс отрабатывался в школах, чтобы соединить научную точность с интересом.
— Потому что у детей есть потребность в смысле. «Просто весело» – это заниженная планка. Мы стараемся дать честную информацию простым языком.
Почему не ограничиться развлекательной формой?
Игрушка из «научной серии». В разработке игр участвуют настоящие учёные – благодаря этому игра становится первым серьёзным шагом к познанию мира и формированию правильного отношения к научным темам.
Акварельные рисунки выполнены иллюстраторами, а сама игра сделана вручную. Она состоит из четырёх слоёв, с помощью которых ребёнок может буквально «заглянуть внутрь» животной клетки и изучить её строение.
Цель игры – развитие биологической культуры и понимания живой природы. Ребёнок узнает, как устроены организмы, как они взаимодействуют, почему это важно для жизни человека, усвоит материал и сформирует интерес к науке в целом.
Животная клетка

Возможна ли такая игра без взрослого?

Игры предполагают участие взрослого: они не работают как отвлечение, а требуют соучастия. Прогулка, беседа, пикник, совместный просмотр альбома, посещение музея – всё это запускает игровую механику, делает её продолжением реального опыта. В этом смысле JOUJOU ориентируется на «игру с сопровождающим», в которой взрослый становится медиатором.
— Со временем стало проще. Но всё ещё важен отбор художников. Мы ищем тех, кто может работать в жанре акварели и говорить с ребёнком через изображение, а не поверх него.
Какие сложности возникают в работе?
Характерный стиль JOUJOU – это отказ от яркой, упрощённой графики в пользу мягкой, тонкой акварельной иллюстрации. Она не всегда сразу понятна, но формирует другой тип восприятия – зрение, настроенное на нюанс.
Игровая линейка охватывает как художественные темы, так и научные, природные. Команда постоянно ищет новое:

«Обсуждается игра о Москве начала XX века – через призму литературы, городского пространства, а также темы, связанные с космосом, историей инженерии, православной культурой. Работаем с музеем Булгакова и обсуждаем сюжет в духе «нехорошей квартиры» и её окрестностей. А вообще, глаза разбегаются от интересных возможностей. Мы планируем исследовать уральский фольклор, советский быт», – делится Ирина Воротынцева.
Деревянный алфавит создан по методике Сегена: каждая буква – это вставка в рамку, что помогает детям запоминать формы, развивает моторику и внимание.

На фоне каждой буквы – фрагмент произведения из собрания Третьяковской галереи. Здесь встречаются Шишкин и Васнецов, Суриков и Кустодиев, Перов и Архипов.

Игра совмещает знакомство с буквами и первые шаги в мир русского искусства – в тактильной и наглядной форме, доступной детям.
Деревянный алфавит
Мы считаем, что эстетика важна с раннего возраста. Предмет, с которым взаимодействует ребёнок, должен быть не только удобным, но и продуманным. Таким, чтобы с помощью взрослого направить маленького человека, открыть направление, в котором наши игрушки уже послужат проводниками в новый увлекательный мир, например, ботаники, биологии, науки или искусства.

Ирина Воротынцева

Комментарий детского психолога

ЖУ-ЖУ: деревянные игрушки для игры и размышления.

Если вам близка идея совместного творчества с ребёнком, и вы готовы уделить внимание не только самому процессу игры, но и её содержанию стоит обратить внимание на игрушки от Жу-жу. Эти деревянные игры и пазлы рассчитаны не на быстрое потребление, а на вдумчивое, повторяющееся взаимодействие, особенно при желании взрослого участвовать в процессе.

Игры Жу-жу часто подаются как способ развивать кругозор, эстетическое восприятие и наблюдательность ребёнка. В этом есть доля истины, если рассматривать игрушки не как развлечение, а как инструмент, который требует диалога, сопровождения и контекста.

Анна Буслаева
клинический психолог, кандидат психологических наук, автор блога о детской психологии и психотерапии «Креативные идеи в детской психологии»
Образовательные игрушки чаще всего работают не сами по себе, а в тандеме с участием взрослого. По данным исследователей из Гарварда, когнитивное и эмоциональное развитие в раннем возрасте наиболее эффективно при совместной деятельности и обратной связи от родителя. Получить максимальную образовательную пользу ребенок сможет при активном участии со стороны взрослого.

Что предлагает Жу-жу, и какие у этого есть особенности:

  • Разнообразие форматов
    В ассортименте есть настольные игры, пазлы разной сложности, многоуровневые конструкции и продукты, созданные в коллаборации с детскими образовательными проектами, музеями, культурными центрами и прочими. Однако за визуальной привлекательностью и разнообразием форматов порой скрывается повторяющаяся логика – карточка, поле, объект, связь. Не всем детям и не всем родителям такой стиль игры будет интересен долго. Так как предполагается вовлечённость взрослого, а также игра в разном возрасте, меняться может не логика, а информация, рассказчик (вместо взрослого рассказывает ребёнок).
  • Многослойность и сложность
    Игры рассчитаны на то, что одна и та же форма даёт разные типы опыта: эстетический, информационный, моторный. Это делает их удобным материалом «на вырост». Но не каждый ребёнок легко воспринимает «игру в смыслы». Пространственные пазлы, например, могут оказаться излишне абстрактными для малышей до 4-6 лет. При этом пазл в 2-4 года может использоваться преимущественно для развития моторики, целостного восприятия, памяти, кругозора. А в более старшем возрасте станет источником развития эстетического вкуса.
Для того, чтобы продуктивно воспользоваться всеми возможностями игр Жу-жу, взрослому необходимо предлагать ребёнку разные игровые способы (просто изучить игру в домашних условиях, использовать полученные знания на природе или в музее, включить игрушку в сюжетно-ролевую игру и др.).
  • Гибкость степени вовлечения
    Можно просто собирать, можно использовать как учебный материал, можно рассматривать цветовые решения и узнавать что-то об архитектуре или биологии. Но всё это требует готовности быть включенным в процесс со стороны взрослого. Игрушки не «говорят» сами, и без направляющей речи или контекста они могут показаться ребёнку просто странными деревянными формами.
  • Портативность
    Игрушки можно брать с собой в музей или на природу, и это действительно плюс. Часть конструкций (особенно многоуровневые пазлы) достаточно объёмна, не всегда компактна, а элементы могут теряться. Так что универсальность мобильного формата стоит проверять на практике. Или использовать мешочек-пыльник, он в комплекте с игрушкой. Если нужна основа (обычно пазлы собираются внутри удобной рамки), то её можно положить в рюкзак или сумку, которую в любом случае берёшь с собой на прогулку с ребёнком.
Исследования показывают, что наибольший интерес у дошкольников вызывают предметы, в которых легко угадываются функциональные связи и причинно-следственные цепочки. Изображения, требующие высокой степени воображения, лучше воспринимаются в старшем возрасте или при активной поддержке взрослого.
  • Системный подход к обучению
    Создатели заявляют о соответствии дидактическим принципам: узнаваемые изображения, связь теории и практики, визуальное повторение. Это видно особенно в том, как оформлены познавательные игры с архитектурными и природными сюжетами. Родителю нужно брать на себя роль проводника: игрушка скорее «подаёт» тему, чем раскрывает её, если ребёнок не умеет читать. В этом смысле поможет сама игрушка – под сложными элементами чаще всего есть описания контекста.
  • Эвристический метод
    Игрушки предполагают элемент «нахождения»: пазл можно разобрать и найти под ним новую информацию, надписи, изображения. Такой подход стимулирует интерес. Для некоторых детей информацию стоит структурировать: детям может быть сложно понять, зачем тот или иной слой вообще нужен, если не объяснить это словами.
Игрушки можно адаптировать под возраст и интересы ребёнка – в этом их сильная сторона. При этом надо понимать, что сложность определяется и конструкцией, и контентом, и стилем подачи. В психологии образования важно учитывать «зону ближайшего развития» – игрушка должна быть немного сложнее, чем привычный уровень ребёнка, но не настолько, чтобы вызывать отторжение или усталость.
Жу-жу это не игрушки для «отвлечь ребёнка на 20 минут», а скорее наборы для совместной деятельности, эстетического наблюдения и разговоров. Они интересны тем, кто ценит ручную работу, минимализм и культурные отсылки. Их ценность раскрывается в диалоге и взаимодействии с ребёнком, с темой, со временем. И к этому нужно быть готовым.
Такой подход сближает JOUJOU с традицией русских художественных промыслов, где ремесло всегда было связано с идеей, обрядом, образом мира. Игрушка становилась способом передачи традиции. Современные формы могут продолжать эту линию: без стилизации, но с уважением к глубине детского восприятия.