аэропорты россии: концепции и проекты

подборка аэропортов, которые мы заметили и вам рекомендуем

сколько аэропортов в россии?

По данным на 3 октября 2024, в России 228 аэропортов. Эта цифра не включает в себя взлётные полосы и не действующие аэропорты. Воздушные хабы различаются по значению (например, федеральное), наличию возможности пропуска заграницу, возможности отправки пассажиров (некоторые предназначены только для взлета/посадки) и так далее.

первый аэропорт

В начале 1910 года открыт аэродром Фрунзе. К 1922 году аэродром приобрел федеральное значение. Первый послевоенный регулярный рейс - "Москва - Смоленск - Ковно (Каунас) - Кенигсберг - Берлин".
кинотеатр Иллюзион
кинотеатр Иллюзион

Выставка, посвященная истории авиасообщения в россии

До января 2024 в здание бывшего терминала «Прибытие» Пулково-2 можно было увидеть масштабную экспозицию от Комбината музейно-выставочного искусства, с помощью которой можно было узнать об истории отечественной авиации и новейшие достижения в этой области.
Четыре тематических блока — исторический, технический, идеологический и биографический — делили пространство терминала на зоны, каждая из которых формирует свою осмысленную образную систему. Такая компоновка внесла динамику в восприятие выставки и позволила избежать монотонности в повествовании: чередование светлых и темных пространств, игра объемов и направлений движения.

новые старые аэропорты

Сегодня основной упор делается на реконструкцию действующих аэропортов. Самое масштабное развитие аэропортовой инфраструктуры идет на Дальнем Востоке - в Якутии, Магаданской области, на Камчатке и Чукотке.

Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой

Новый аэротерминал в Новом Уренгое - крупнейший аэропорт российской Арктики и один из самых ярких новых старых аэропортов. Источником вдохновения для архитекторов стал чум — традиционное жилище коренных народов Севера; шалаш конической формы из деревянных жердей, покрытый войлоком или шкурами.

Новый терминал в Новом Уренгое — это прежде всего сложное техническое и инженерное сооружение. Нужно было учитывать современные международные стандарты как по обслуживанию пассажиров, так и воздушных судов; закладывать определенные технологические требования к досмотровым процедурам, обработке багажа, логистике, распределению пешеходных потоков внутри здания и другим процессам производственной деятельности хаба.
Чум — переносное, разборное жилье, неразрывно связанное с кочевым образом жизни народов Арктики, он укрывает и согревает кочевников. А значит, можно сказать, что чум — это один из символов путешествий и перемещений в пространстве в местной культуре. К образу чума и стойбища как раз и отсылает объемное решение нового аэровокзала: состоящий из «частокола» треугольников, он напоминает «чумовой» городок.
Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой
Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой
Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой
Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой
Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой

VOX architects: бизнес-зал аэропорта в Новом Уренгое

Полярное сияние, которое можно наблюдать в краях вечной мерзлоты, стало ключевым решением для бизнес-зала аэропорта в Новом Уренгое — нового терминала, открытого в 2023 году. Архитекторы вдохновлялись красивейшим оптическим природным явлением — люминесценцией верхних слоев атмосферы, которая возникает при взаимодействии магнитных полей с высокоскоростными заряженными частицами плазменного слоя Солнца — «солнечным ветром».
бизнес-зал аэропорта в Новом Уренгое, VOX architects
бизнес-зал аэропорта в Новом Уренгое, VOX architects
бизнес-зал аэропорта в Новом Уренгое, VOX architects
бизнес-зал аэропорта в Новом Уренгое, VOX architects
бизнес-зал аэропорта в Новом Уренгое, VOX architects

Аэропорт Петропавловска-Камчатского имени Витуса Беринга в Елизово

Клаудио Сильвестрин /Claudio Silvestrin / Великобритания
ГК «Спектрум» // Россия
VOX architects /VOX architects / Россия
Бюро Битус // Великобритания, Кипр, Россия

Смотря на этот проект, у разных людей возникают разные ассоциации. Самая первая – космический корабль в ретро-стиле. Еще один образ – вулкан Горелый, в кратере которого существует озеро, большую часть года покрытое льдом. Темно-коричневые панели фасадов ассоциируются с песком камчатских пляжей или землёй с пеплом вулканов.

Аэропорт внушителен по фактуре, но небольшой в плане пассажиропотока: Камчатка остается заповедным местом.

Интересная деталь - белый купол высотой 25 метров. Вокруг него по проекту искусственный пруд, который зимой будет использоваться как каток.

Ядро аэропорта – 5-зведочная гостиница. Это обусловлено концепцией логистики на Камчатке – многие путешествия осуществляются по воздуху. Отель занимает половину второго этажа. Номера с высоким потолком и круглым окном-иллюминатором диаметром 3 метра во всю стену. Деревянные стены, яркий текстиль с орнаментами, известняк, металл.

Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово

Образ зала очень светлый строгий, почти аскетичный, из материалов использованы бетон и металлический профилированный лист. Лабиринт перегородок, разделяющих пространства на небольшие отсеки для компаний пассажиров, выполнен из фасадных сэндвич-панелей. Чтобы облегчить их восприятие, впустить свет и сделать более замысловатую композицию, мы подняли их в воздух.
Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово
Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово
Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово
Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово
Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово
Nefa archiects: Бизнес-зал аэропорта в Елизово

Новый терминал аэропорта Толмачёво: восток и готика от московских архитекторов

Фасады представляют собой единую непрерывную стеклянную «ленту».

Здание акцентировано козырьком с консольным выносом 11 метров, отделанным полированной нержавеющей сталью.

Главная доминанта зала прилета/вылета – четыре 30-метровые колонны диаметром по пять метров. Конструктивный элемент архитекторы превратили в своего рода скульптуры: они «держат небо» на «алюминиевых руках».

С существующим зданием аэровокзала соединен крытой галереей.

Фотографии: Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Аэропорт Минеральные Воды имени М. Ю. Лермонтова

В 2025 году здесь появится новый терминал внутренних воздушных линий. Терминал будет оснащен пятью телескопическими трапами.
Аэропорт Минеральные Воды имени М. Ю. Лермонтова
Аэропорт Минеральные Воды имени М. Ю. Лермонтова

Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа: карачаево-черкессия

Этот аэропорт строится с «с нуля». Выбор концепции определен в рамках закрытого конкурса.

Архитекторы KPLN обратились к природе региона и остановили свой взгляд на величественных хвойных деревьях, определяющих ландшафт предгорий в макромасштабе. Прежде всего семена, в которых обтекаемый треугольник ядра снабжен изящным «парусом»: он помогает семенам летать, а деревьям – расширять ареал обитания. Таким образом соединились функция и риторика.

Каким мог бы быть аэропорт в карачаево-черкессии

В конкурсе также принимали участие бюро APEX и Мегабудка.

APEX

Megabudka

Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение АБ ХВОЯ

Лидируют три гигантские арки со стеклянными стенами - распространенное решение для вокзалов XIX и начала XX века, где была популярна большая застекленная арка. Авторы в пример приводят Киевский в Москве Рерберга и Олтаржевского или Gare du Nord в Париже Жака Гитторфа. Особенное значение это имеет для общей риторики: новое здание должно быть созвучно с ж/д-станцией и грузовым терминалом.

Внутри терминал это обилие света и белого цвета, живые деревья.
«В своем проекте мы отказались от стандартной планировочной схемы аэровокзала, которая предполагает жесткое продольное разделение здания на земную (неконтролируемую) и небесную (контролируемую) части, выходящие соответственно на городской и перронный фасады. Вместо здания – лабиринта, в котором дезориентированные пассажиры двигаются по указателям, мы предлагаем ясный, удобный и проницаемый аэровокзал. Все пассажирские зоны – и неконтролируемая (зал регистрации и кафе для провожающих и встречающих), и контролируемая (залы ожидания внутренних и международных линий) – визуально сообщаются с городом и с перроном».

Аэропорт «Омск-Федоровка»:
Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры

В конкурсном задании было пожелание сделать взлетную полосу видимой на просвет от входа в аэропорт. Задание архитекторы выполнили так: вытянули здание в линию длиной 400 метров, шириной порядка 30 м и с выносом козырьков скатной кровли около 10 метров и предложили построить его из клеёного бруса. Все дополнительные строения: станция, диспетчерская вышка – тоже решены как стеклянно-деревянные решетчатые домики. Это решение-отсылка к аутентичным скатным деревянным строениям и истории деревянного омского острога.

Площадь перед строением оставили под посадку растений. Так, аэропорт выглядит как огромная технологичная ферма.
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры
Аэропорт «Омск-Федоровка»: Конкурсное предложение от Цимайло Ляшенко и Партнеры

проект нового аэропорта в Ярославле в форме светящегося золотого кольца

Дизайн отсылает к стенам монастырей и древних городов, земляных валов, реки Волги,кольчугам князей и полководцев. Новый терминал планируют открыть в 2027 году, текущий будет занят под международные рейсы и пункт пропуска

Победитель конкурса - Архитектон.
Редакция канала [Новый Русский // Культурный Код]
Больше новостей в канале "НОВЫЙ РУССКИЙ"